МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методика научных исследований
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_ДСиА-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 150
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 150 150 150 150
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Цыб С.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология и методика научных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение (уровень магистратуры). Утвержден приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2015 г. №375.

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Методика и методология научных исследований являются
знакомство магистрантов с современными методологическими принципами и подходами к научному исследованию, а также формирование у них навыков подготовки, написания, оформления и представления научных работ.
Задачи:
познакомить с содержанием и формами научного исследования;
– продемонстрировать основные методы научного познания и обеспечить возможности их практического применения в исследовательской деятельности;
объяснить особенности каждого вида научной работы и изложить этику научного труда;
внедрить конкретные методики обработки источников информации;
подготовить к научно-исследовательской работе, а также к написанию и защите квалификационных работ в виде диссертаций;
– сформировать представление об издательских особенностях современной научной продукции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-3: способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности
ОПК-7: способность анализировать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, использовать их при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы
ОПК-8: готовность самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия по дисциплине;

– различные методы научного познания;

– содержание, формы и общую схему научного исследования;

– виды и специфику научных работ;

– особенности и этику научного труда
3.2.Уметь:
3.2.1.– формулировать актуальность, объект и предмет, цели и задачи исследования;

– написать магистерскую диссертацию;

– подготовить доклад и презентацию;

– редактировать рукописи;

– правильно оформить библиографическое описание;

– создать и оформить базу данных;

– организовать и представить исследовательский проект
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками библиографического описания;

- приемами поиска и обработки научной информации;

– навыками публичной дискуссии;
– компьютерными программами для обработки источников;

– способами изложения научных материалов;

- способностями организации исследовательской работы в коллективе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология научного творчества
1.1. Введение. Научное исследование: содержание, формы, общая схема Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Методы научного познания и их использование для поиска истины. Междисциплинарный подход Лекции 2 4 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Виды и специфика научных работ
2.1. Научные работы: виды и специфика. Лекции 2 4 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Научные работы как форма представления результатов исследований Сам. работа 2 12 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Особенности и этика научного труда Сам. работа 2 12 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Общие рекомендации по подготовке, написанию и представлению научных работ Сам. работа 2 12 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Роль источников в исследованиях
3.1. Источники информации и методики их обработки Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Источники, их роль в подготовке научных работ. Методики обработки источников Сам. работа 2 12 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Возможности компьютеров в обработке и получении информации Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Интернет и возможности компьютеров в обработке и получении информации Сам. работа 2 12 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Процесс и процедура создания рукописей
4.1. Приемы и стиль изложения научных материалов Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Приемы и стиль изложения научных материалов Сам. работа 2 12 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Редактирование рукописей. Современные требования ГОСТов по оформлению библиографических описаний и ссылок Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.4. Современные приемы редактирования. Требования ГОСТов по оформлению библиографических описаний и ссылок Сам. работа 2 12 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Диссертация (магистерская, кандидатская докторская).
5.1. Диссертация как результат научной работы. Автореферат. Отзывы и рецензии Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Диссертация как результат научной работы. Автореферат. Отзывы и рицензии Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.3. Процедура публичной защиты диссертаций Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.4. Подготовка к защите диссертации. Процедура публичной защиты диссертаций Сам. работа 2 12 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Научные форумы: участие и организация.
6.1. Основные формы научных форумов, их содержание и отличия. Организация и проведение Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.2. Основные формы научных форумов, их содержание и отличия. Организация и проведение Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.3. Виды докладов (пленарный, секционный, стендовый). Специфика подготовки. Презентация как форма представления доклада Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Исследовательские проекты
7.1. Научные конкурсы и необходимые возможности для участия в них. Фонды, программы, инициативы Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
7.2. Научные конкурсы. Фонды, программы, инициативы. Возможности участия в них Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
7.3. Организация и представление исследовательского проекта Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
7.4. Организация и представление исследовательского проекта Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 8. Оформление результатов исследований
8.1. Издательская деятельность и печатная научная продукция Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
8.2. Издательская деятельность. Печатная научная продукция, особенности ее оформления Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Содержание и формы научного исследования.
2. Общая схема хода научного исследования
3. Методы научного познания и их использование для поиска истины. Общая характеристика.
4. Эмпирические и теоретические методы исследования.
5. Системный метод.
6. Междисциплинарный подход, его суть и реальные возможности реализации. Применение естественно-научных методов в гуманитарной сфере исследований.
7. Научные работы: виды и специфика.
8. Особенности и этика научного труда.
9. Общие рекомендации по подготовке, написанию и представлению научных работ.
10. Подготовка и публикация статьи в журнале, рекомендованным ВАКом РФ.
11. Источники информации и методики их обработки.
12. Роль и возможности компьютеров в процессе обработки источников и научной информации.
13. Базы данных. Создание и регистрация
14. Использование Интернета для сбора источников. Сотрудничество в научной сфере.
15. Работа над рукописями научных работ. Приемы и стиль изложения материалов.
16. Редактирование рукописей.
17. Современные требования ГОСТов по оформлению библиографических описаний и ссылок.
18. Диссертация как вид научной работы и квалификационное сочинение.
19. Общее и особенное магистерской, кандидатской и докторской диссертаций.
20. Автореферат. Отзывы и рецензии.
21. Подготовка диссертации к защите. Процедура публичной защиты.
22. Виды и специфика научных форумов.
23. Участие в научных форумах.
24. Организация научных форумов.
25. Подготовка и представление доклада. Презентация
26. Фонды, программы, инициативы.
27. Организация и представление исследовательского проекта. Заявка на конкурс.
28. Выполнение исследовательского проекта и презентация результатов работы.
29. Издательская деятельность.
30. Печатная научная продукция.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Практические задания:
1. Подготовьте индивидуальную презентацию на тему «Научные исследования в современном вузовском учреждении: возможности и перспективы».
2. Подготовьте индивидуальную презентацию на тему «Принципы эффективного выступления на конференции».
3. Подготовьте индивидуальную презентацию на тему «Организация научной конференции: теория и практика».
4. Подготовьте индивидуальную презентацию на тему «Алгоритм подготовки научной статьи».
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Афанасьев В. В., Грибкова О.В., Уколова Л.И. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/13FEAFC5-B8AA-41D2-B3F8-27A2BD87491B
Л1.2 Дрещинский В. А. Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8600D715-1FEB-4159-A50C-F939A48BE9C1
Л1.3 Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/441285
Л1.4 Горелов Н.А., Круглов Д.В., Кораблева О.Н. Методология научных исследований : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F0FA3980-716C-49E0-81F8-9E97FEFC1F96
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Комлацкий В.И., Логинов С.В., Колмацкий Г.В. Планирование и организация научных исследований : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271595
Л2.2 Кравцова Е.Д., Городищева А.Н. Логика и методология научных исследований : учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364559
Л2.3 Сафронова Т.Н., Тимофеева А.М. Основы научных исследований : учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435828
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии; авт.-сост. А. А. Тишкин Методика и методология научных исследований: учеб.-метод. комплекс Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/587
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методология и методика научных исследований https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4922
Э2 Сайт ВАК РФ http://vak.ed.gov.ru
Э3 Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования http://www.methodolog.ru/books/mni.pdf
Э4 Саврушева М. Философия науки и техники (учебное пособие для магистрантов) http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/savrush2/16.php
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с логикой научного исследования. Обучающимся необходимо ознакомиться с содержанием, формами и общей схемой научного исследования, с видами и спецификой научных работ, с особенностями этики научного труда; обратить внимание на правильное оформление библиографического описания, создание и оформление баз данных, организацию и представление исследовательского проекта; усвоить приемы публичной дискуссии,навыки работы с компьютерными программами для обработки источников, способы изложения научных материалов, правила организации исследовательской работы в коллективе.
Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических заданий.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно в форме презентации. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К экзамену допускаются студенты-магистранты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить освоение студентом-магистрантом дисциплины «Методология и методика научных исследований», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.