МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научные школы и теории в современной психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Пс-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Научные школы и теории в современной психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 946 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.1 Психология (уровень бакалавриата)"

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Рассмотреть теоретические принципы и методы научных направлений, теорий и школ психологии.
2. Проанализировать основные психологические понятия, категориальный строй психологии как науки в их современном состоянии и историческом развитии.
3. Научиться ставить инновационные профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности.
4. Освоить методику написания научно-исследовательских работ и методику руководства исследовательскими работами бакалавров.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-3 способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения, психологические категории, главные теоретические принципы научных школ и теорий в современной психологии;
3.2.Уметь:
3.2.1.давать общую научную и критическую оценку той или иной психологической теории или концепции, как с точки зрения их новизны, так и в соотношении с современными им психологическими воззрениями;
выявлять связь психологических взглядов с общенаучными и социокультурными тенденциями;
устанавливать связь рассматриваемых психологических идей, течений и школ с предшествующими психологическими воззрениями;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.категориальным аппаратом современной научной психологии, необходимым для профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Феномен научных психологических школ в контексте истории и логики науки
1.1. Принципы категориального анализа в современной научной психологии Сам. работа 1 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятия "научная школа в психологии", "психологическая теория" в контексте истории и философии науки Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Основные закономерности развития науки. Философия и логика науки Сам. работа 1 10 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. История и философия психологии: основные вехи и закономерности развития Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Феномен научных психологических школ и теорий Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Современные научные школы и теории психологии
2.1. Ведущие научные школы и теории современной психологии Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Современный психоанализ и психодинамическая психология: основные школы и теории Сам. работа 1 10 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Современная поведенческая и когнитивная психология: основные школы и теории Сам. работа 1 10 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Современная гуманистическая и экзистенциальная психология: основные школы и теории Сам. работа 1 3 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Современная отечественная психология: основные школы и теории Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Основные принципы анализа современных психологических школ, теорий и систем: история, концепции, проблемы и исследования, постулаты, психотерапия и критика Сам. работа 1 1 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. История, основные концепции и постулаты психоанализа Сам. работа 1 1 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Кризис классического психоанализа: основные проблемы и критика. Сам. работа 1 1 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Современный психоанализ: исследования и психотерапия Сам. работа 1 1 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. История, основные концепции и постулаты поведенческой психологии Сам. работа 1 1 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. Основные проблемы и критика классического бихевиоризма Сам. работа 1 1 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.12. Современная поведенческая психология и психотерапия: учет промежуточных переменных в исследованиях и прктике помощи Сам. работа 1 1 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.13. История, основные концепции и постулаты когнитивной психологии Сам. работа 1 1 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.14. Критика когнитивной психологии и психотерапии Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.15. Современная когнитивная психология и психотерапия Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.16. История, основные концепции и постулаты гуманистической психологии Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.17. Кризис гуманистической психологии. Возникновение экзистенциальной психологии и психотерапии Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.18. Современные направления и теории гуманистической и экзистенциальной психологии и психотерапии. Преимущества и недостатки Сам. работа 1 1 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.19. История, основные школы, теории и постулаты отечественной психологии Сам. работа 1 1 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.20. Основные проблемы и критика отечественных психологических школ и теорий Сам. работа 1 3 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Научно-практическая деятельность психолога в контексте основных закономерностей и тенденций современной науки
3.1. Инновационная деятельность современного психолога Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Принципы постановки инновационных профессиональных задач в деятельности современного психолога Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Основные направления, элементы и принципы научно-исследовательской работы современного психолога. Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Научно-исследовательская деятельность современного психолога на разных образовательных уровнях: выпускная квалификационная работа бакалавра, магистерская и кандидатская диссертации Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Виды инновационной деятельности в современной научной и практической психологии Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные общенаучные нормы и ценности. Их роль в деятельности научного сообщества.
2. Особенности логики психологического знания.
3. Специфика психологического знания. Современные подходы к пониманию предмета психологии.
4. Критический анализ бихевиоризма.
5. Современные направления необихевиоризма.
6. Социальное научение А. Бандуры.
7. Психоанализ З.Фрейда. История психоанализа в России.
8. Аналитическая психология К.Юнга
9. Индивидуальная психология А. Адлера
10. Современные направления глубинной психологии
11. Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ
12. Направления современной зарубежной психологии (гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла и др.)
Деятельность как методологическое и теоретическое понятие в психологии. Понимание деятельности в разных направлениях отечественной психологии.
13. Методологическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
14. Методологическое значение теории деятельности С.Л. Рубинштейна.
15. Методологическое значение деятельностного подхода А.Н. Леонтьева.
16. Проблема социального и биологического в психическом развитии индивида.
17. Основные идеи и перспективы естественно-научной и культурно-исторической традиций в развитии психологии.
18. Деятельностный подход в психологии: варианты, проблемы, современное состояние.
19. Психологическая концепция П.Я. Гальперина.
20. Психосемантический подход в исследовании сознания и личности

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Проблемы теории в отечественной психологии конца 19- начю20 вв.
2. В.М. Бехтерев как психолог.
3. Естественно-научная и культурно-историческая ориентация в истории психологии.
4. Научные школы в отечественной психологии.
5. Научные школы в европейской психологии
6. Перспективы развития деятельностного подхода в психологии
7. Направления современной зарубежной психологии.
8. Этапы научного творчества Л.С. Выготского
9. Личность как системное качество.
10. Социогенез личности (А.Н. Леонтьев, А.Г, Асмолов).
11. Научная модель и научная теория в психологии.
12. Деятельность как системообразующее основание личности (А.Г. Асмолов).
13. Движущие силы развития личности.
14. Генезис понятия деятельности в отечественной психологии.
15. Проблема интериоризации как методологическая проблема.
16. М.М. Бахтин,Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн: общее и различное.
17. Отношение образа и процесса в психологии.
18. Социальные функции психологической науки.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холодная М. А. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ 3-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуревич П. С. ПСИХОАНАЛИЗ. Т. 1. ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Высоков И. Е. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля

Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.
Темы для выполнения обязательной работы студента:
 Какие взгляды на психическую норму и патологию прошлых эпох вам известны;
 Ознакомиться с существующими моделями психической нормы и пато-логии;
 Сформулировать смысл модели диатеза-стресса в понимании возникно-вения психических расстройств;
 Назвать известные существующие классификации психических рас-стройств;
 Сформулировать смысл когнитивно-поведенческого подхода к психоло-гическому вмешательству при личностных расстройствах;
 Сформулировать понимание личности в когнитивно-поведенческом под-ходе;
 Определить понятие когнитивной схемы, структуры в когнитивно-поведенческой модели психологического вмешательства;
 Объяснить смысл составления когнитивного профиля в когнитивно-поведенческом подходе при работе с расстройствами личности;


Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по курсу, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоятельной работы студента направлены на углубленное изучение и закреп-ление знаний студента в области аномалий личности, на формирование навыков анализа диагностики личностных расстройств.
Темы контролируемой самостоятельной работы студента:
 Проанализировать взгляды разных систем в психологии на причины и лечение психических расстройств;
 Проанализировать факторы возникновения нарушений поведения;
 Изучить модель диатеза-стресса в возникновении психических аномалий;

 Изучить особенности когнитивно-поведенческий подхода к психологическому вмешательству при расстройствах личности;
 Изучить методологические различия в принципах и методах разных систем в психологии;
 Проанализировать когнитивно-поведенческие стратегии и методы рабо-ты с личностными расстройствами;
 Рассмотреть техники работы психолога в контексте работы с расстро-ствами личности;
 Рассмотрение диагностических методик оценки симптоматики при личностных расстройствах;
 Изучить теоретические подходы к рассмотрению расстройств личности


Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежу-точных тестов по предмету.