МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются: развитие мировоззрения, культурного кругозора и духовного потенциала у иностранных студентов; соединение теоретических знаний о феномене русской культуры с конкретно-историческими аспектами изучения культуры, а также понимание национального своеобразия и его места в системе мировой культуры, дополняющее и обогащающее их профессиональное образование.

Задачи курса:
- ознакомить студентов с наиболее важными явлениями русской культуры на разных этапах исторического развития и способствовать повышению их культурного уровня;
- рассмотреть основные подходы к определению места культуры России в мировом сообществе;
- способствовать развитию у студентов творческого мышления, умению анализировать культурные события и факты;
- сформировать у студентов потребность познания русской культуры во всех сферах творческой и общественной жизни русского народа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации
ПК-11 готовностью к планированию и осуществлению публичных выступлений, межличностной и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной коммуникации с применением навыков ораторского искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- влияние культуры на способы интеллектуального, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования, повышения своего культурного уровня
- влияние знания культуры на способы достижения целей и критического переосмысления накопленного отечественного и зарубежного культурного опыта
- способы обобщения, анализа, восприятия информации о культуре различных народов РФ, постановки цели освоения и использования потенциала культуры и выбору путей ее достижения
- основные формы культуры, способы их применения при подходе к культуре и обычаям народов, проживающих в РФ
- сущность и значение информации о процессах в сфере культуры и их роль в развитии современного информационного общества
- способы и средства получения, хранения, переработки информации о событиях культурной жизни России, стран ближнего и дальнего зарубежья
3.2.Уметь:
3.2.1.- логически верно, аргументировано и ясно, в соответствии с общекультурными нормами строить устную и письменную речь
- выстраивать отношения человека с человеком, человека с обществом с учетом социальной политики государства в области культуры
- воспринимать культуру и обычаи других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям
- критически оценить свои достоинства и недостатки в соответствии с общепринятыми социальными и культурными нормами, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- сформировавшимся представлением о ценностях культуры в связи со способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию
- способностью к достижению культурно значимых целей и критическому переосмыслению накопленного отечественного и зарубежного культурного опыта
- культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения в соответствии со сформированными представлениями о культурных основах различных стран и народов
- готовностью к восприятию культуры и обычаев народов и национальностей, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии
- способностью понимать сущность и значение информации об историческом развитии и современном состоянии культуры в развитии современного информационного общества
- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, ее использования при анализе процессов культурной жизни

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История России: начало; Древняя Русь, Образование Московского государства, Правление Ивана Грозного, Смутное время,
1.1. Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Древнерусская культура и литература IX-XIII вв.
2.1. Лекции 3 2 Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Практические 3 6 ОПК-2
Раздел 3. Обряды, быт и традиции Древней Руси; архитектура Древней Руси; русский народный костюм
3.1. Практические 3 6 ОПК-2 Л2.5, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Культура России XVIII в.
4.1. Практические 3 4 Л1.2, Л2.3
Раздел 5. Европеизация и самобытность русской культуры в нач. XVIIIв.; идеи просвещения в культуре России; Отечественная война 1812г. в художественной культуре России.
5.1. Практические 3 4 Л2.5, Л2.3
5.2. Архитектура и скульптура XIXв. Музыкальная культура России XIX – н. ХXв. Сам. работа 3 34 ОПК-2, ПК-11 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Российская культура в советский период развития
6.1. Практические 3 4 Л2.3
Раздел 7. Русская культура конца XX в.
7.1. Практические 3 4 Л2.3
7.2. Литература «серебряного века" Кино в 1917-1941 гᴦ.: рассказ о фильме Культура советской России: советская литература Сам. работа 3 15 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине имеется в Приложениях.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине имеется в Приложениях.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в Приложениях.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитина А.В. Русская традиционная культура: Учебное пособие ФЛИНТА, 2013 ЭБС "Лань"
Л1.2 Вишняков С.А. Культура Росии от Древней Руси до наших дней (культуроведение России): учебное пособие ФЛИНТА // ЭБС "Лань", 2016 ЭБС "Лань": https://e.lanbook.com/book/84615
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. С. Шульгин, Л. В. Кошман, Е. К. Сысоева и др. ; под ред. Л. В. Кошман История русской культуры, : Учеб. пособ М. : Дрофа, , 2002
Л2.2 Соколов Ю.М. Русский фольклор: М.: МГУ // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2007 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Токарева Н.Д. Россия и русские: учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык: учебное пособие "Феникс+", 2004 ЭБС «Университетская библиотека online»
Л2.4 Аникин В.П. Устное народное творчество: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
Л2.5 Капица Ф.С. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: справочник: ЭБС «Лань», 2009, 2009 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры РФ www.givc.ru
Э2 Портал Культура России http://infoculture. rst.ru
Э3 .Интернет-версия журнала «Наше наследие» nasledie-rus.ru
Э4 НИЦ Информкультура http://infoculture. rst.ru
Э5 Русское православие www.ortho-rus.ru
Э6 сайт электронного журнала «Мир истории: российский электронный журнал» www.historia.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание дисциплины

Тема 1. Русская культура в истории и современной жизни.

1. Роль и значение культуры в истории России. Культура как продукт и способ деятельности человека. Эволюция представлений о культуре. Культура – основа становления и развития личности. Сущность, виды и функции культуры. Структура культуры. Деление ее по носителям (национальная, региональная, мировая). По видам деятельности (материальная, теоретическая, художественная). Формы культуры (народная, элитарная, массовая). Культура и субкультура. Культура межличностных отношений и культура общения.
2. Искусство в системе культуры. Народное и профессиональное искусство. Специфика национального искусства. Элитарное и массовое искусство. Виды искусства. Место и роль искусства в духовном формировании личности.


Тема 2. Древнерусская культура IX-XIII вв.
1. Культура дохристианского периода. Дохристианский период культуры Древней Руси. Нравы, обычаи, традиции и обряды в культуре языческой Руси. Культура христианского периода. Принятие христианства и его значение для развития древнерусской культуры. Влияние византийской культуры и восточного (православного) христианства на культуру русских земель.
2. Развитие древнерусской литературы. Жанры древнерусского литературного творчества: житийная литература, летописание. Повесть временных лет. Слово о полку Игореве. Сказание о житии Александра Невского и др. Особенности развития культуры в период феодальной раздробленности. Архитектура и живопись.

Тема 3. Русская культура средних веков (XIVXVII вв.).

1.Культура Московской Руси. Новые тенденции в развитии культуры Руси в XIV-XVII веках. Церковь и государство. Проблема модернизации московского общества. Роль монастырей как центров русской духовной культуры. Литература. Повесть о Петре и Февронии Муромских. Книгопечатание. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
2. Церковь и государство в период абсолютизма. Церковные реформы. Структурные изменения в духовной жизни общества.

Тема 4. Культура России XVIII в.

1. Культурные преобразования XVIII в. Век Просвещения. Общая характеристика культурной политики Петра I. Значение и итоги петровской европеизации. «Реформа веселья» как составная часть культурной политики. Институт скоморошества, его ритуальные функции. Причины переориентации на сословное образование. Домашнее и церковно- приходское образование. Роль университетского образования в системе русской культуры. Наука как область культуры Нового времени. Литература и искусство. Личность М.В. Ломоносова. Разделение русского народа на два субэтноса – «русских туземцев» и «русских европейцев».
2. Просвещенный абсолютизм как явление русской культуры. Роль французского просвещения и русская общественная мысль. «Наказ» Екатерины II как культурная программа

Тема 5. Российская культура XIX- начало XX вв..
1. Место и значение русской философии XIX в. Славянофилы и западники. Система воспитания и образования. Влияние Отечественной войны 1812 года на ситуацию в стране. Позиции государственной власти по отношению к науке. Значение научного знания в системе русской культуры Нового времени.
2. «Серебряный век» русского искусства». Культурная атмосфера конца XIX –н. XX вв. Философско- теоретическая основа культуры «Серебряного века». Социокультурная ситуация в России на рубеже XIX-XX веков. Русский модернизм и его представители. Символизм, акмеизм, русский авангард, абстракционизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм.

Тема 6. Российская культура в советский период развития
Революционные процессы в российской культуре и феномен «советской культуры»: культурная политика в СССР, противоречия советской культуры и повседневности, эволюция культурных идеалов.


Тема 7. Русская культура в ХХI в.
Культурные процессы постсоветского общества в России и русская культура в системе ценностей третьего тысячелетия.

Дополнительная литература:

1. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М., 2004.
2. Батюк Л.И. История культуры в годы Великой Отечественной войны. М., 2007.
3 Багновская Н.М. Основы культурологии: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2004.
4. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013. // режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12796
4. История русской культуры IX - начала XXI века: Учебное пособие / Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева и др.; Под ред. Л.В. Кошман. - 5-e изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. // режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=360222
5. Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скопинцева Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30086.
6. Многомерность повседневной культуры России XX века: кризис и инверсии полиэтнического города [Электронный ресурс]: коллективная монография / под ред. профессоров Н.И. Ворониной, И.Л. Сиротиной. - Саранск, 2009. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=4215396
7. Аверьянова Г.И. Жизнь и быт российского общества в ХVIII веке [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Аверьянова Г.И., Фирсова О.Г., Платонова А.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29296.
8. Плужникова Н.Н. Православная культура России [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов/ Плужникова Н.Н., Щеглова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31950.