МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование по семейным проблемам
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихология здоровья
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. психол. н., доцент, Лужбина Н.А.

Рецензент(ы):
канд. психол. н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование по семейным проблемам

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ 37.04.01 «Пcихология» степень (квалификация) – МАГИСТР ПСИХОЛОГИИ. Утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 104

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПСК-1: готовностью осуществлять психологическую помощь в случае дезадаптации, различных видов девиаций и зависимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности формирования и развития человека в семье, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; основы технологии консультирования человека по поводу семейных проблем; основные механизмы влияния семьи на дезадаптацию сотрудников социальной сферы.
3.2.Уметь:
3.2.1.с помощью психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; организовать процесс консультирования человека по поводу семейных проблем; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, облегчающие процесс реадаптации личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методами и техническими приема консультирования человека по поводу семейных проблем; разнообразными методами психологической поддержки человека как члена семьи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система.
1.1. Социально-психологическая модель семьи. Лекции 2 4 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Социальные роли в семье. Функции семьи. Структура семьи. Практические 2 1 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Социальные роли в семье. Функции семьи. Сам. работа 2 12 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Структура семьи Сам. работа 2 10 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Жизненный цикл семьи. Сам. работа 2 12 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Практические 2 1 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Сам. работа 2 10 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Психология супружеской совместимости. Сам. работа 2 8 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Супружеские конфликты. Сам. работа 2 8 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Развод как социально-психологический феномен. Сам. работа 2 8 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Нарушение функционирования семьи. Сам. работа 2 10 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Внутрисемейные границы и их виды. Сам. работа 2 14 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Организация процесса оказания психологической помощи семье
2.1. Формы оказания психологической помощи современной семье Практические 2 1 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Формы оказания психологической помощи современной семье Сам. работа 2 13 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Модели консультирования семьи. Практические 2 1 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Практические 2 1 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Стандартизированные методы исследования семейных отношений. Практические 2 1 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Стандартизированные методы исследования семейных отношений. Сам. работа 2 20 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/87D567BE-A350-41E6-AD1F-9D1979307B81
Л1.2 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/22FA68A9-EE2A-4F6E-95EE-B99417064BDC
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
Л2.2 Мандель Б.Р. Психология семьи: учеб. пособие: учебное пособие Флинта, 2013 https://e.lanbook.com/book/70367
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. http://www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». http://e.lanbook.com
Э3 курс в мудл Психологическое консультирование по семейным проблемам https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8362
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется:
1). Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2). Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3). При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 7 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.