МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Речевая культура специалиста в рекламе и связях с общественностью
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 40 40 40 40 80 80
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доцент, Комиссарова Л.М.

Рабочая программа дисциплины
Речевая культура специалиста в рекламе и связях с общественностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является приобретение знаний о системе языка и повышение культуры речи выпускника вуза.
Задачи:
- Получение представления о структуре языка, функциях языка и речи;
- Знакомство с понятием культуры речи, основными принципами формирования культуры речи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности устной и письменной формы коммуникации;
особенности межличностного и межкультурного взаимодействия;
содержание речевой культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять различные формы коммуникации в ситуациях решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; определять речевые знаки в разных ситуациях общения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком коммуникации в устной и письменной формах в соответствии с нормами языка;
навыком построения речевой коммуникации в ситуациях решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Язык и речь. Функции языка и речи. Языковые и речевые знаки. Лекции 1 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Функции языка и речи. Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Способы организации языковой и речевой структуры: иерархия и поле. Лекции 1 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Морфологический, лексический и синтаксический уровни языковой системы. Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Понятие культуры речи. Нормативность, вариативность и адаптивность как основные принципы формирования культуры речи. Лекции 1 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Самостоятельная работа Сам. работа 1 20 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи.
2.1. Понятие о норме и её значении. Лекции 1 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Норма как сложное динамическое и одновременно статическое явление. Норма и кодификация. Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Причины изменения норм. Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Орфографические нормы русского литературного языка. Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Морфологические нормы русского литературного языка. Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Лексические нормы русского литературного языка. Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Синтаксические нормы русского литературного языка. Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Языковая норма и аномалия Лекции 1 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Причины возникновения языковых и речевых аномалий. Практические 2 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Самостоятельная работа Сам. работа 1 20 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Вариативность как принцип формирования культуры речи.
3.1. Вариативность как принцип формирования культуры речи. Лекции 2 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Языковая игра как намеренное нарушение языковых норм. Практические 2 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Самостоятельная работа Сам. работа 2 8 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Адаптивность как принцип формирования культуры речи.
4.1. Адаптивность как принцип формирования культуры речи. Лекции 2 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Функционирование языковых знаков в речи. Прагматика языкового знака. Лекции 1 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Условия выбора языкового знака Лекции 2 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Условия выбора языкового знака: фактор говорящего, фактор адресата, фактор ситуации, дискурсивный фактор. Практические 2 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Самостоятельная работа Сам. работа 2 15 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Анализ условий выбора языкового знака в зависимости от условий ситуации. Коммуникативные барьеры. Практические 2 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.7. Анализ условий выбора языкового знака Лекции 2 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.8. Особенности порождения и понимания текста в зависимости от типа дискурса. Практические 2 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.9. Типы речевой культуры и прагматика языкового существования. Лекции 2 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.10. Максимы П.Грайса. Лекции 2 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.11. Самостоятельная работа Сам. работа 2 17 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2010
Л1.2 В. И. Максимов [и др.] ; под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой Русский язык и культура речи : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CCBBD9A7-0581-439F-83DD-9B0638DBBCAF
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" https://e.lanbook.com/
Э3 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э4 Курс "Речевая культура специалиста в рекламе и связях с общественностью" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2553
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, тестирование. Изучение курса завершается зачетом с оценкой. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Зачет с оценкой. Подготовка к зачету с оценкой ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.