МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Неврология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.мед.н., профессор, Рукина Н.Ю.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент, Труевцев Д.В.

Рабочая программа дисциплины
Неврология

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.пс.н.,доцент Труевцев Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой к.пс.н.,доцент Труевцев Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить закономерности развития и структурно-функциональное строение нервной системы, а также этиологию, патогенез и клинические проявления отдельных заболеваний нервной системы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Строение и функции черепных нервов; основные симптомы нарушения высших корковых функций; клинические проявления сосудистых заболеваний головного мозга; клинические проявления опухолей нервной системы; основные виды инфекций и интоксикаций нервной системы; основные демиелинизирующие заболевания нервной системы; особенности клинических проявлений разных видов черепно-мозговых травм.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в нарушениях движений и чувствительности; ориентироваться в клинических проявлениях основных заболеваний вегетативной нервной системы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Теоретическими знаниями о патогенезе основных нервных болезней.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Анатомия и физиология нервной системы
1.1. Анатомия и физиология нервной системы. Лекции 6 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Строение головного спинного мозга. Практические 6 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Физиология нервной системы. Классификация рефлексов. Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Клинические симптомы и синдромы поражения нервной системы.
2.1. Черепные нервы и симптомы их поражения. Лекции 6 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Поражения мозжечка и расстройства координации движений. Поражение подкорковых отделов и экстрапирамидные расстройства. Лекции 6 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Поражения больших полушарий и расстройства высших корковых функций. Лекции 6 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Симптомы и синдромы поражения нервной системы. Практические 6 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Расстройства чувствительности. Практические 6 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Симптомы поражения черепных нервов Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Порпжение подкорковых отделов и экстрапирамидные расстройства. Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Частная неврология
3.1. Опухоли нервной системы Лекции 6 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Инфекции и интоксикации нервной системы. Лекции 6 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Демиелинизирующие заболевания нервной системы. Полиневропатии Лекции 6 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Заболевания вегетативного отдела нервной системы. Лекции 6 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Сосудистые заболевания головного мозга Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Черепно-мозговые травмы (ЧМТ). Практические 6 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Дегенеративные заболевания нервной системы. Практические 6 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Заболевания вегетативного отдела нервной системы. Практические 6 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. Сосудистые заболевания головного мозга. Сам. работа 6 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.10. Строение симпатической и парасимпатической нервной системы. Сам. работа 6 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.11. Дегенеративные заболевания нервной системы. Сам. работа 6 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.12. Опухоли головного мозга: симптомы, методы диагностики. Практические 6 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.13. Опухоли спинного мозга Практические 6 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Строение головного мозга.
2. Строение спинного мозга.
3. Физиология нервной системы. Классификация рефлексов.
4. Периферический паралич.
5. Центральный паралич.
6. Симптомокомплексы расстройств при поражениях различных отделов двигательных путей.
7. Виды чувствительности и методы исследования.
8. Проводники чувствительности.
9. Расстройства чувствительности.
10. Синдромы расстройств поверхностной и глубокой чувствительности.
11. Обонятельный и зрительный нервы.
12. Глазодвигательные нервы (отводящий, глазодвигательный, блоковой)
13. Нервы мосто-мозжечкового угла (лицевой, вестибулокохлеарный, тройничный)
14. Каудальная (бульбарная) группа нервов (языкоглоточный, блуждающий, подъязычный) и добавочный нерв.
15. Строение мозжечка и его функции.
16. Симптомы поражения мозжечка и пробы для выявления патологии.
17. Строение экстрапирамидной системы и её функции.
18. Симптомы и синдромы поражения экстрапирамидной системы.
19. Симптомы поражения лобной доли.
20. Симптомы поражения теменной доли.
21. Симптомы поражения височной доли.
22. Симптомы поражения затылочной доли.
23. Опухоли головного мозга. Симптомы, методы диагностики.
24. Опухоли спинного мозга. Симптомы, методы диагностики.
25. Паразитарные образования ЦНС.
26. Энцефалиты. Этиология. Симптомы. Формы. Этапы диагностики и лечения.
27. Менингиты. Этиология. Классификация. Симптомы поражения. Лечение.
28. Поражение нервной системы при ВИЧ-инфекции.
29. Инфекционные поражения спинного мозга.
30. Рассеянный склероз. Этиология, патогенез. Симптомы поражения. Диагностика. Лечение.
31. Острый рассеянный энцефаломиелит. Этиология, патогенез. Симптомы поражения. Диагностика. Лечение.
32. Лейкоэнцефалит. Этиология, патогенез. Симптомы поражения. Диагностика. Лечение.
33. Полиневропатии. Этиология, патогенез. Клиника. Лечение.
34. Строение симпатической и парасимпатической нервной системы.
35. Гипоталамический синдром.
36. Вегетативные кризы.
37. Периферические вегетативные синдромы.
38. Кровоснабжение головного мозга.
39. Острые нарушения мозгового кровообращения. Приходящие нарушения мозгового кровообращения. Острая гипертоническая энцефалопатия. Инсульты (ишемический, геморрагический). Клиника, диагностика, лечение.
40. Хроническая недостаточность мозгового кровообращения. Дисциркуляторная энцефалопатия. Клиника, диагностика, лечение.
41. Классификация ЧМТ.
42. Сотрясение мозга.
43. Ушиб мозга. Степени. Клиника.
44. Внутричерепные гематомы. Классификация. Стадии протекания.
45. Переломы основания черепа. Клиника.
46. Методы диагностики ЧМТ и их лечение.
47. Семейная спастическая параплегия Штрюмпеля.
48. Болезнь Альцгеймера.
49. Болезнь Пика.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы курсовых работ, докладов и рефератов
1. Структурно-функциональная организация нервной системы.
2. Инструментальные и лабораторные методы исследования в неврологии.
3. Повышение внутричерепного давления и гидроцефалия.
4. Нарушения сознания.
5. Острая гипертоническая энцефалопатия. Клиника, диагностика, лечение.
6. Геморрагический инсульт. Клиника, диагностика, лечение.
7. Ишемический инсульт (инфаркт мозга). Клиника, диагностика, лечение.
8. Острые гнойные менингиты. Клиника, диагностика, лечение.
9. Острые энцефалиты. Клиника, диагностика, лечение.
10. Неврологические проявления ВИЧ-инфекции.
11. Наследственные полиневропатии. Клиника, диагностика, лечение.
12. Рассеянный склероз. Клиника, диагностика, лечение.
13. Острый рассеянный энцефаломиелит. Клиника, диагностика, лечение.
14. Опухоли головного мозга. Клиника, диагностика, лечение.
15. Черепно-мозговая травма. Классификация, основные синдромы и критерии оценки тяжести состояния.
16. Ушиб головного мозга. Клиника, диагностика, лечение.
17. Болезнь Паркинсона.
18. Хореический гиперкинез.
19. Тики.
20. Эпилепсия. Клиника, диагностика, лечение.
21. Обмороки. Клиника, диагностика, лечение.
22. Синдром вегетативной дистонии.

Темы для контрольных и творческих работ
1. Составить кроссворд по теме «Анатомия и физиология нервной системы» (не менее 20 слов).
2. Задание: приготовить сценку «На приеме у врача», в которой должны быть отражены жалобы пациента, характерные для определенного заболевания, методы исследования (например, пробы на патологические рефлексы и др.), вопросы для выявления жалоб, методы лечения.
3. Особенности развития опухоли в детском возрасте.
4. Составить 10 вопросов по теме «Сосудистые заболевания головного мозга».
5. Методы диагностики опухоли.
6. При каком виде паралича наблюдаются патологические рефлексы Россолимо и Бабинского?
7. Чем характеризуются периферический и центральный парезы?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корсакова Н.К., Московичуте Л.И. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 А. С. Никифоров, Е. И. Гусев Общая неврология: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2013 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, В.И. Скворцовой, А.Б. Гехт Неврология: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2012 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины необходимо грамонтно организовывать и планировать свое время. Важным пунктом является получение в библиотеке учебников по данному курсу.
Студентам необходимо посещать как лекционные, так и практические занятия, активно участвовать в дискуссиях, анализировать информацию, задавать вопросы.
Студент при подготовке к практическому занятию должен прочитать всю рекомендуемую преподавателем основую литературу. Для получения дополнительных сведений студент может обращаться к списку дополнительных источников. Приветствуется обращение к преподавателю с возникающими вопросами по дисциплине во время занятий и во время еженедельных консультаций.
Студент для лучшего освоения дисциплины может использовать электронные ресурсы. В связи с их постоянным обновлением за подробной информацией он может обращаться к преподавателю.
Также для более широкого представления о нейропсихологии детского возраста представлены вопросы и задания для самостоятельной работы.