Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_04_01_ПС-2- 2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 62 | 62 | 62 | 62 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.
1.1. | Цель курса: Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-5 | готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
СПК -1 | Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности формирования и развития человека в семье, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; основы технологии консультирования человека по поводу семейных проблем; основные механизмы влияния семьи на дезадаптацию сотрудников социальной сферы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | с помощью психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; организовать процесс консультирования человека по поводу семейных проблем; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, облегчающие процесс реадаптации личности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методами и техническими приема консультирования человека по поводу семейных проблем; разнообразными методами психологической поддержки человека как члена семьи |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система. | ||||||
1.1. | Социально-психологическая модель семьи. | Практические | 3 | 1 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Социальные роли в семье. Функции семьи. Структура семьи. | Практические | 3 | 0 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Социальные роли в семье. Функции семьи. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Структура семьи | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Жизненный цикл семьи. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. | Практические | 3 | 1 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Психология супружеской совместимости. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Супружеские конфликты. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.10. | Развод как социально-психологический феномен. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.11. | Нарушение функционирования семьи. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.12. | Внутрисемейные границы и их виды. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Организация процесса оказания психологической помощи семье | ||||||
2.1. | Формы оказания психологической помощи современной семье | Практические | 3 | 1 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Формы оказания психологической помощи современной семье | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Модели консультирования семьи. | Практические | 3 | 1 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. | Практические | 3 | 1 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Стандартизированные методы исследования семейных отношений. | Практические | 3 | 1 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Стандартизированные методы исследования семейных отношений. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Прохорова О.Г., Торохтий В.С. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Векилова, С. А. | Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C. |
Л2.2 | Мандель Б.Р. | Психология семьи: учеб. пособие: учебное пособие | Флинта, 2013 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | курс в мудл Психологическое консультирование по семейным проблемам | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional; Office 2010 Professional Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется: 1). Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины. 2). Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др. 3). При подготовке доклада студенту рекомендуется: 1. Составить план выступления; 2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме; 3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.) 4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада; 5. Время доклада 7 минут; 6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории; 7. Приветствуется использование электронной презентации; 8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену. |