МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нейропсихологическая диагностика в системе медико-социальной экспертизы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 17
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 17 17 17 17
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., Доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Нейропсихологическая диагностика в системе медико-социальной экспертизы

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Нейропсихологическая диагностика в системе медико-социальной экспертизы» является ознакомление студентов с современными представлениями о закономерностях нейропсихологической диагностики при осуществлении медико-социальной экспертизы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 готовностью квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военной, медико-социальной и медико-педагогической экспертизы), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя
ПСК-3.12 способностью и готовностью к взаимодействию с работниками в области охраны психического здоровья, с работниками экспертных организаций и учреждений социальной защиты населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан; Декларацию прав и свобод человека;
способы и приемы осуществления нейропсихологических методик в системе медико-социальной экспертизы;
способы решения трудных ситуаций при осуществлении нейропсихологической диагностики в системе медико-социальной экспертизы
3.2.Уметь:
3.2.1.подобрать из перечня нейропсихологические методики, адекватные целям и задачам медико-социальной экспертизы конкретного случая;
применить на практике логику разъяснения норм правового обеспечения в работе клинического психолога;
проводить беседу с членами комиссии по медико-социальной экспертизы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами осуществления нейропсихологических методик, адекватных целям и задачам медико-социальной экспертизы конкретного случая;
приемами применения методик для нейропсихологической диагностики больного;
ключами и оценочными шкалами по оценке методик нейропсихологической диагностике в системе медико-социальной экспертизы;
приемами профессионального взаимодействия при решении сложных случаев с членами комиссии по медико-социальной экспертизы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия медико-социальной экспертизы, принципы, функции, виды
1.1. Понятие и функции медико-социальной экспертизы Лекции 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Анализ понятия и функций медико-социальной экспертизы Лабораторные 10 2 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Должностные обязанности психолога бюро МСЭ Лекции 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Должностные обязанности психолога бюро МСЭ Лабораторные 10 2 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Виды медико-социальной экспертизы Лекции 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Сравнительный анализ видов медико-социальной экспертизы Лабораторные 10 2 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Постановления Правительства РФ и нормативные акты в системе медико-социальной экспертизы Лекции 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Решение практических задач Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Анализ методик нейропсихологической диагностики в МСЭ
2.1. Современные наборы методик для осуществления нейропсихологической диагностики в системе МСЭ Лекции 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Анализ методик нейропсихологической диагностики в медико-социальной экспертизе Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Этапы нейропсихологического освидетельствования в МСЭ Лекции 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Этапы нейропсихологического освидетельствования в МСЭ Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Форма записи психолога в акте медико-социальной экспертизы Лекции 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Форма записи психолога в акте медико-социальной экспертизы Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Решение практических задач МСЭ Сам. работа 10 10 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Нейропсихологические синдромы при болезнях старшей возрастной группы
3.1. Нейропсихологические синдромы при атрофических деменциях Лекции 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Анализ нейропсихологических синдромов при атрофических деменциях Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Нейропсихологические синдромы при сосудистых деменциях Лекции 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Анализ нейропсихологических синдромов при сосудистых деменциях Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Нейропсихологический синдром при Паркинсонизме Лекции 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Анализ нейропсихологических синдромов при Паркинсонизме Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Нейропсихологический синдром при Хорее Гентингтона Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Анализ нейропсихологических синдромов при Хорее Гентингтона Лабораторные 10 2 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.9. Решение практических задач МСЭ Сам. работа 10 7 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.10. Диагностика больных для составления экспертной оценки Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.11. Составление нейропсихологического заключения для решения конкретной задачи бюро МСЭ Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.12. Экзамен Экзамен 10 27 ПК-8, ПСК-3.12

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие и функции медико-социальной экспертизы
2. Должностные обязанности психолога бюро МСЭ
3. Сравнительный анализ видов медико-социальной экспертизы
4. Постановления Правительства РФ и нормативные акты в системе медико-социальной экспертизы
5. Современные наборы методик для осуществления нейропсихологической диагностики в системе МСЭ
6. Этапы нейропсихологического освидетельствования в МСЭ
7. Форма записи психолога в акте медико-социальной экспертизы
8. Нейропсихологические синдромы при болезнях старшей возрастной группы
9. Нейропсихологические синдромы при атрофических деменциях
10. Сопоставте нейропсихологические синдромы при болезне Пика и болезни Альцгеймера
11. Выделите ведущие синдромы и прокомментируйте их при сенильной деменции
12. Нейропсихологические синдромы при болезни Пика
13. Нейропсихологические синдромы при болезни Альцгеймера
14. Анализ нейропсихологических синдромов при сосудистых деменциях
15. Нейропсихологические синдромы при сосудистых деменциях, обусловленных церебрально-сосудистыми изменениями (ОНМК)
16. Нейропсихологические синдромы при энцефалопатии Бисфангера
17. Нейропсихологические синдромы при дисциркуляторной энцефалопатии
18. Нейропсихологический синдром при Паркинсонизме
19. Анализ нейропсихологических синдромов при Хорее Гентингтона
20. Диагностика больных для составления экспертной оценки
21. Основы составления нейропсихологического заключения для решения конкретной задачи бюро МСЭ
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Корсакова Н.К., Московичуте Л.И. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Нейропсихологическая диагностика в системе медико-социальной экспертизе portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.