Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_ЯПП-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 13 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 4 | 4 | 12 | 12 |
Практические | 26 | 26 | 16 | 16 | 42 | 42 |
Сам. работа | 74 | 74 | 61 | 61 | 135 | 135 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор
1.1. | Цель курса - ознакомление с историей возникновения и основными этапами развития филологии, со структурой филологического знания, с методологией филологического исследования, с целями, задачами и направлениями филологического образования, в расширении культурного и профессионального кругозора, в формировании языковой личности филолога. Дисциплина решает следующие задачи: определение основных понятий курса; взаимодействия филологического знания с другими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами; становления антропоцентрического направления в изучении языка; расширения сферы интересов лингвистики и появления новых областей знания (лингвокультурологии, социолингвистики, теории языковой личности, когнитивной лингвистики, гендерной лингвистики, юрислингвистики и др.); осмысление связи/взаимодействия разных лингвистических направлений и школ в современной научной парадигме. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ОПК-3 | способностью демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования |
ОПК-4 | способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию; общие принципы построения филологической теории; – основные задачи филологической науки; основные направления современной филологии; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – обобщать результаты научного познания и использовать их как средство приращения нового знания; – провести эксперимент и интроспекцию как эмпирическую основу в области филологии; правильно формулировать цели и задачи исследования, концепцию научного поиска и нулевую гипотезу; – использовать наиболее эффективные методы и приёмы исследования; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками общенаучной методологии и научно-теоретического аппарата филологической науки, приёмов и принципов профессиональной деятельности; - культурой системного мышления, инновационно-познавательной, инициативной, самостоятельной творческой деятельности; - навыками организации высокого научно-теоретического и методического уровня преподавания филологических дисциплин в вузе; - навыками обновления знаний. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тема 1. Осмысление основные понятий науки о языке | ||||||
1.1. | Осмысление основные понятий науки о языке | Лекции | 1 | 4 | ||
1.2. | Филология: объект, цели, методы исследований; различия в трактовке термина «филология» в западной и отечественной науке. Лингвистика и литературоведение как отделы филологии; их подход к тексту (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Ф. де Соссюр) | Практические | 1 | 12 | Л1.1 | |
1.3. | Сам. работа | 1 | 16 | |||
1.4. | Сам. работа | 1 | 16 | |||
Раздел 2. Тема 2. История филологии | ||||||
2.1. | История филологии | Лекции | 1 | 4 | ||
2.2. | 1) научные традиции древности (античная филология, древнеиндийская филология, арабская филология); 2) филология средних веков; 3) филология Х1Х века; 4) филология ХХ века. | Практические | 1 | 14 | Л1.2, Л1.1 | |
2.3. | Основные принципы гуманитарных исследований | Сам. работа | 1 | 16 | Л1.2 | |
2.4. | Принципы лингвистических исследований конца ХХ – начала ХХI веков: целостность и системность; диалогичность; контрастивность; рационализм. | Сам. работа | 1 | 12 | Л2.2 | |
2.5. | Сам. работа | 1 | 14 | |||
Раздел 3. Тема 3. Филология и смежные дисциплины | ||||||
3.1. | Основные принципы гуманитарных исследований | Лекции | 2 | 2 | Л2.1 | |
3.2. | 1) лингвистика и психология; 2) лингвистика и социология; 3) психолингвистика; 4) юри-слингвиститка; 5) лингвистика и информатика (компьютерные технологии в лингвистиче-ских исследованиях); 6) лингвистика и литературоведение; 7) лингвистика и культурология (лингвокультурология). | Практические | 2 | 8 | Л1.1 | |
3.3. | Сам. работа | 2 | 17 | Л1.2 | ||
3.4. | Сам. работа | 2 | 14 | |||
Раздел 4. Тема 4. "Полипарадигматизм" современной лингвистики | ||||||
4.1. | 1) когнитивная лингвистика, 2) интерпретационное направление, 3) коммуникативно-прагматическое направление, 4) социолингвистика, 4) лексикография: создание словарей активного типа, 5) теория языковой личности, 6) гендерная лингвистика и др. | Лекции | 2 | 2 | ||
4.2. | Структурно-системное изучение языка как основа для развития других научных направлений; объект, предмет, цели и методы структурной лингвистики.Осмысляется принцип целостности знания в парадигме лингвистических исследований. | Практические | 2 | 8 | Л1.2, Л1.1 | |
4.3. | Лексикографические и текстовые корпусы; новые типы словарей. | Сам. работа | 2 | 10 | ||
4.4. | Сам. работа | 2 | 10 | |||
4.5. | Сам. работа | 2 | 10 | |||
4.6. | Экзамен | 2 | 27 | ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Володина Н.В. | Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения: монография | М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | О. Н. Турышева | Теория и методология зарубежного литературоведения: учеб. пособие | М.: ФЛИНТА, 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лукин О.В. | Новые направления современного языкознания (2-я половина XX века - XXI век): учебное пособие | Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015 | yspu.org |
Л2.2 | Сабитова З.К. | Новые лингвистические направления XX - XXIв.: | , | www.google.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сабитова З.К. Новые лингвистические направления XX–XXI вв. | www.google.ru | ||
Э2 | Хомутова Т.Н. Научные парадигмы в лингвистике | cyberleninka.ru | ||
Э3 | Горизонты современной лингвистики: традиции и новаторство. | books.google.ru | ||
Э4 | Е. С. Кубрякова. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус | books.google.ru | ||
Э5 | Болдырев Н.Н. Современные направления лингвистических исследований | cyberleninka.ru | ||
Э6 | Основные направления современной лингвистики | studfiles.net | ||
Э7 | О.В. Лукин Новые направления современного языкознания (2-я половина XX века – XXI век) | yspu.org | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации. 1. Текущий контроль осуществляется в форме собеседования, проверки эссе, рефератов и письменных заданий (конспектов) по указанной проблеме. 2. Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзамена, который предполагает ответ в устной форме на вопрос в билете. |