Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой проф., д.ф.н. Дмитриева Л.М.
1.1. | На занятиях со студентами-иностранцами работа с текстом является основой обучения. Привлечение интересных и разнообразных материалов для современных обучающих программ – одно из важнейших условий успешного образовательного процесса. Обычные печатные тексты удобны и важны для работы как в аудитории, так и дома. К каждому тексту прилагаются вопросы и задания, контролирующие понимание текста, и коммуникативно-речевые задания, направленные на развитие навыков говорения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ОПК-1 | способностью использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач |
ПК-17 | способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | знать языковой материал, предусмотренный программой |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - развитие умения пересказывать предложенный текст своими словами, выделяя главную мысль; - развитие умения отвечать на заданные к тексту вопросы; - развитие умения обсуждать в диалоге прочитанный текст, используя его лексику. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть информацией страноведческого и научного характера в рамках тем, предусмотренных данной программой |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Публицистические тексты | ||||||
1.1. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2 | |
1.2. | Практические | 8 | 4 | Л2.1, Л1.2 | ||
1.3. | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-1, ПК-17 | Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Научный стиль: жанры научного стиля | ||||||
2.1. | Лекции | 8 | 2 | Л1.3, Л2.4, Л2.2 | ||
2.2. | Практические | 8 | 4 | Л1.3, Л2.3, Л2.2 | ||
2.3. | Сам. работа | 8 | 4 | Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2 | ||
Раздел 3. Филологические исследования. Методология, метод, прием исследования. Методы современных лингвистических исследований. | ||||||
3.1. | Лекции | 8 | 2 | Л2.4 | ||
3.2. | Практические | 8 | 4 | Л2.1 | ||
3.3. | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-1, ПК-17 | Л1.3, Л2.3 | |
Раздел 4. Оформление результатов научного исследования. Структура и содержательная характеристика научной работы. | ||||||
4.1. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1 | ||
4.2. | Практические | 8 | 4 | Л1.3, Л2.3 | ||
4.3. | Сам. работа | 8 | 14 | ОПК-1 | Л1.3 | |
4.4. | Подготовка к аттестации по дисциплине | Практические | 8 | 4 | Л1.3, Л1.1 | |
4.5. | Подготовка к аттестации по дисциплине | Сам. работа | 8 | 18 | ОПК-1, ПК-17 | Л1.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Стрельчук Е.Н. | Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие | М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Баско Н.В. | Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учебное пособие | М.: Русский язык. Курсы, 2013 | |
Л1.3 | Котюрова М.П., Баженова Е.А. | Культура научной речи: текст и его редактирование: учебное пособие | М. : Флинта : Наука // ЭБС «Лань», 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вишняков С.А. | Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: Учебное пособие | М.: Флинта, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Юдина А.Д. | Русский язык как иностранный: Наука без границ: Учебная литература | ФЛИНТА, 2012 | ЭБС "Лань" https://e.lanbook.com/book/2482 |
Л2.3 | Колесникова Н.И. | От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие | М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 | e.lanbook.com |
Л2.4 | Кушникова Г.К. | Eleatrical Power Обучение профессионально ориентированному чтению: | М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012, 2012 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Школа вдохновения. Публицистический стиль. Черты и примеры | school-of-inspiration.ru | ||
Э2 | Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи | shard-copywriting.ru | ||
Э3 | Студопедия. Примеры текстов публицистического стиля | studopedia.su | ||
Э4 | Научный стиль – особенности и языковые средства | velikayakultura.ru | ||
Э5 | Учебное пособие для студента. Научный стиль. Его языковые и структурные особенности | edu.tltsu.ru | ||
Э6 | Шафрутдинова Н.С. Теория и история лингвистической науки. Тема: методы лингвистического исследования | knigorazvitie.ru | ||
Э7 | Студопедия. Методы лингвистических исследований | studopedia.org | ||
Э8 | Портал интеллектуального центра научной библиотеки им. Е.И. Овсянкина. Оформление результатов научной и учебной деятельности | library.narfu.ru | ||
Э9 | Требования к написанию и оформлению научно-исследовательской работы. | s21.ozersk.chel.fcior.edu.ru | ||
Э10 | Структура и содержание дипломной работы | rusdiplom.ru | ||
Э11 | Студопедия. Структура бакалаврской работы | studopedia.su | ||
Э12 | Text.ru. Антиплагиат онлайн | text.ru | ||
Э13 | Антиплагиат онлайн | be1.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения лексико-грамматических конструкций, а также учебных пособий. Для уточнения различных понятий и терминов необходимо использовать справочную литературу и словари, указанные в списке литературы. В качестве эффективного средства контроля и самооценки можно использовать следующие виды самостоятельной работы: - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); - объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; основных видов публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута); - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), работа с критическими статьями; - редактирование текста, создание собственного текста (сочинение различных жанров); - определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов является важнейшим условием успешного овладения программой курса. Она тесно связана с аудиторной работой. Студенты работают дома по заданиям преподавателя, которые базируются на материале, изученном на практическом занятии. На каждом занятии студенты получают домашнее задание, напрямую или опосредованно связанное с изученной теоретической темой. В качестве самостоятельной работы предполагается подготовка коротких сообщений, поиск и анализ информации в сети Интернет, подготовка презентации PowerPoint, организация и проведение внеаудиторных мероприятий с иностранными студентами. На зачете студент работает с текстом: читает, переводит и выполняет упражнения по тексту. |