Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Музей в современном мире |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 51_03_04_МООКПН-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин
1.1. | Цель курса – познакомить студентов с существующими методическими приемами научного изучения, описания, атрибуции и экспертизы археологических музейных коллекций в их взаимосвязи с историей материальной культуры; сформировать первоначальные практические навыки датирования и определения культурной принадлежности археологических музейных предметов. Задачи курса: 1) познакомить студентов с современными представлениями о научном описании, атрибуции и экспертизе археологических музейных артефактов; 2) рассмотреть критерии экспертизы и научного описания различных видов и типов археологических артефактов и коллекционных комплексов в зависимости от материала, технико-технологических особенностей изготовления, датировки и культурной проинадлежности; 3) изучить методы научного описания и анализа различных категорий археологических музейных предметов (украшения, предметы вооружения,снаряжение коня, керамика, металлические изделия, орудия труда из камня и металла); 4) сформировать навыки составления научного паспорта описания археологического музейного предмета. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способность применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов |
ПК-2 | Способность осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику формирования археологических музейных коллекций и требований по их хранению |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | атрибутировать археологические предметы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками ведения музейной документации, презентации археологических предметов и собраний |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие археологической коллекции. | ||||||
1.1. | История формирования археологических коллекций и музеев в XVIII -XIX вв. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Формирование археологического комплекса: природные и антропогенные факторы. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Первые археологические коллекции и их особенности. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Археологические коллекции, как детали интерьера, в древности и средневековье. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Археологические коллекции, как детали интерьера, в древности и средневековье. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Формирование археологических коллекций в музеях Европы. Деятельность К.Ю. Томсена и С. Нильсона. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Деятельность К.Ю. Томсена и С. Нильсона. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.8. | Деятельность К.Ю. Томсена и С. Нильсона. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.9. | История формирования первых археологических коллекций в России. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.10. | Комплекс документов учета поступления и хранения археологических коллекций. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.11. | Комплекс документов учета поступления и хранения археологических коллекций. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.12. | Законодательная база РФ регулирующая поступление, учет и хранение археологических коллекций. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.13. | Реализация законов РФ о учете и хранении археологических коллекций в Алтайском крае. Учебные музеи АлтГУ и БГПУ. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.14. | Специфика музейного хранения массовых коллекций из поселенческих комплексов различных периодов. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.15. | Археологические коллекции каменного века, поздней древности и средневековья и особенности их хранения и экспонирования. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.16. | Археологические коллекции из погребений различных периодов и особенности их хранения и экспонирования. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.17. | Специфика музейного хранения массовых коллекций из поселенческих комплексов различных периодов. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.18. | Антропологические, палеонтологические и палеозоологические коллекции: особенности их хранения и экспонирования. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.19. | Антропологическая экспозиция и ее особенности. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.20. | Палеонтологические и палеозоологические коллекции. археозоологические биогруппы. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.21. | Антропологические, палеонтологические и палеозоологические коллекции: особенности их хранения и экспонирования. | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.22. | Компьютер и музей: документы, оцифровка, хранение. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.23. | Компьютер и музей: цифровые экспозиции и путеводители. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.24. | Цифровая фото/видео и копировальная техника в музее и экспозиции. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.25. | Цифровой документооборот археологических коллекций: специфика и перспективы развития. | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Формирование археологического комплекса: природные и антропогенные факторы. 2. Археологические коллекции, как детали интерьера, в древности и средневековье. 3. Деятельность К.Ю. Томсена и С. Нильсона. 4. История исследования Помпеи. 5. Комплекс документов учета поступления и хранения археологических коллекций. 6. Законодательная база РФ регулирующая поступление, учет и хранение археологических коллекций. 7. Реализация законов РФ о учете и хранении археологических коллекций в Алтайском крае. Государственные и муниципальные музеи. 8. Реализация законов РФ о учете и хранении археологических коллекций в Алтайском крае. Учебные музеи АлтГУ и БГПУ. 9. Археологические коллекции каменного века и особенности их хранения и экспонирования. 10. Археологические коллекции периода поздней древности и средневековья и особенности их хранения и экспонирования. 11. Археологические коллекции из погребений различных периодов и особенности их хранения и экспонирования. 12. Антропологическая экспозиция и ее особенности. 13. Палеонтологические и палеозоологические коллекции. археозоологические биогруппы. 14. Компьютер и музей: документы, оцифровка, хранение. 15. Компьютер и музей: цифровая обработка материалов. 16. Компьютер и музей: цифровые экспозиции и путеводители. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Реферат-презентация "Археологическая экспозиция". Тематиа экспозиции по выбору студента. \не исключено использование тематики курсовой работы. 2. Деловая игра: "Защита экспозиционного проекта". Тематика мероприятия определяется после консультации с обучающимися. 3. Презентация "Археологическая экскурсия". Составляющей частью проекта планируются археологические экспозиционные материалы. 4. Презентация-реферат "Археологические музеи мира". \тематика выступлений определяется по согласованию с обучающимися. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Коллоквиум, кейс-задача, круглый стол (дискуссия), портфолио студента, проект-презентация, доклад (сообщение), творческое задание. Пример: Круглый стол (дискуссия)Формирование археологического комплекса: природные и антропогенные факторы. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | авт.-сост. С. П. Грушин, И.И. Назаров | История музейного дела России: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата | Изд-во АлтГУ, 2015 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/942 |
Л1.2 | Скрипкин А.С. | История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тишкин А.А., Горбунов В.В., Горбунова Т.Г. | Алтай в эпоху средневековья: иллюстрированный исторический атлас: учебное пособие | Барнаул: ООО "Печатная компания АРТИКА", 2011 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Тишкин А.А. | Алтай в монгольское время (по материалам археологических памятников): монография | Барнаул: Азбука, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Экспертиза и атрибуция // http://www. rusculturexpertiza.ru | |||
Э2 | Атрибуция, интерпретация и презентация музейных коллекций // http://www. museum.ru | |||
Э3 | Археологические коллекции Омского историко-краеведческого музея // http://museum.omskelecom.ru/OGIK/acollogik.htm | |||
Э4 | Национальный археологический музей (Мадрид) // http://www.man.es/man/home.html | |||
Э5 | Smithsonian Institution National Museum of Natural History NMNH // http://naturalhistory.si.edu/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
16аМ | лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS |
112Д | фондохранилище музея археологии и этнографии алтая - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи с музейными коллекциями; топографическая опись |
16бМ | лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт. |
112Д | музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы |
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине и затем - государственному экзамену. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее. По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (реферат, оформленный с указанием использованной литературы) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу. При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet. Необходимо использовать ряд специализированных археологических сайтов, наиболее известными из которых являются: Археология. Ру (http://www.archaeology.ru/); Сервер восточноевропейскаой археологии (http://archaeology.kiev.ua/); Археология России (http://www.archeologia.ru/) Полезно обращаться к сайтам академических институтов: института археологии РАН (http://www.archaeolog.ru/), института истории материальной культуры РАН (http://www.archeo.ru/rus/), института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН ( http://www.archaeology.nsc.ru/). С результатами новейших археологических исследований можно познакомиться в журнале «Российская археология». |