Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17 | 18,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Сам. работа | 36 | 36 | 9 | 9 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | расширение профессионального кругозора специалистов воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03 |
ПК-3 | Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | профессиональную терминологию, основные стили в музыке основные этапы формирования исполнительских стилей основные этапы развития зарубежной музыкальной культуры, их исторические границы, характерные жанры каждой из эпох основные термины и понятия музыки как вида искусства методы организации научной работы, эксперимента актуальные направления развития науки и исследований в своей области знаний |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться теоретическими знаниями о стилистике в исполнительской деятельности анализировать и сопоставлять различные исполнительские интерпретации анализировать явления зарубежной музыкальной культуры, оценивать общий стиль произведений разных эпох, мелодические, гармонические и полифонические черты музыки анализировать на слух элементы музыкального языка, определять на слух принадлежность музыки к определенным эпохам и направлениям пользоваться основными понятиями и терминами при анализе музыкальных произведений разбираться в потоке информации, работать с научной литературой, организовать свою исследовательскую деятельность |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными стилистическими приемами исполнительства методами освоения национальных музыкальных стилей навыками исторического анализа одноголосной и многоголосной музыки навыками устного рассказа о музыке различных стилей, возможностями своего инструмента для иллюстрации фрагментов изучаемой музыки навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Возникновение и развитие смычкового искусства. | ||||||
1.1. | Средневековые смычковые инструменты, их роль в формировании скрипичного семейства. Инструменты типа ребек, фидель (виела), смычковая лира. Семейство виол. Инструменты скрипичного семейства. | Лекции | 1 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Эпоха Возрождения. Обращение искусства к темам, воспевающим любовь к жизни, веру в человека, силу разума. Расцвет светской музыки. Развитие инструментального искусства. Ведущая роль скрипки. Итальянские скрипичные школы. | Практические | 1 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Подавление национального чешского и польского духа. Эмиграция чешских и польских музыкантов. Их влияние на многие европейские очаги музыкальной культуры. Народные истоки чешского и польского скрипичного искусства. | Лекции | 1 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Народные немецкие музыканты – скрипачи. Полифоническая основа, влияние на особенности смычка, подставки.Произведения И.С. Баха и Г.Ф. Генделя | Практические | 1 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Знакомство с произведениями композиторов по нотам. Слушание музыки. | Сам. работа | 1 | 8 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Вена – сосредоточение музыкальных влияний соседних народов. Традиционное тяготение венцев к инструментальному музицированию. Увлечение квартетной игрой. Театры, оркестры, ансамбли на содержании дворянства. | Лекции | 1 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
1.7. | Место скрипки в абсолютисткой Франции: скрипка – инструмент «плебса». «24 скрипки короля». Скрипка – как инструмент для танцев. Скрипач – танцмейстер. | Практические | 1 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Связь музыки и литературы. Расцвет английского скрипичного искусства в творчестве Г. Перселла. Деятельность иностранных скрипачей в Англии. | Практические | 1 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
1.9. | Знакомство с произведениями композиторов по нотам. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов. | Сам. работа | 1 | 8 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
1.10. | Итальянские скрипачи в русском придворном оркестре. Русские ученики при оркестре, их успехи. Постепенное сокращение числа иностранных скрипачей – профессионалов. | Лекции | 1 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Расцвет русских крепостных оркестров. Крупные оркестры (Шереметьева, Воронцова и др.) народно-песенный репертуар. Народные связи русской скрипичной педагогики 18 века. | Практические | 1 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
1.12. | Знакомство с произведениями. Слушание музыки. | Сам. работа | 1 | 10 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Возникновение и развитие романтической эстетики в скрипичном искусстве | ||||||
2.1. | Новый тип «концертирующего виртуоза». Романтизм в скрипичном искусстве. Никколо Паганини (1782-1840). Жизненный путь. Исполнительское творчество. Эволюция исполнительства. Сущность новаторства Паганини. Новые технические приемы | Лекции | 1 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Кароль Липинский – скрипач-виртуоз и композитор. Исполнительский стиль. (Влияние Паганини). Русские связи Липинского. Значение Липинского для польской скрипичной школы. | Практические | 1 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Шпор, Давид, Иоахим – деятели немецкого исполнительства и педагогики, жизненный путь, традиции, особенности. | Практические | 1 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
2.4. | Прогрессивные методические принципы педагогов Парижской консерватории: Р.Крейцера, П. Байо, П. Роде. Творческое наследие Ж. Виотти. Педагоги и выпускники Парижской консерватории: Ш. Лафон, Л. Массар, М. Марсик, Ж. Мазас. Выдающиеся выпускники Парижской консерватории XIX века: Генрик Венявский и Пабло Сарасате.Жизнь, биография, творчество | Лекции | 1 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Основоположник бельгийской скрипичной школы Шарль Берио. Исполнительское творчество, близость к традициям Виотти, Байо. Место творчества Берио в современном педагогическом репертуаре. Выдающийся скрипач, педагог, ученик Берио – Анри Вьетан Жизнь, биография, творчество. | Практические | 1 | 4 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
2.6. | Знакомство с произведениями композиторов различных школ по нотам. Слушание скрипичной музыки в исполнении выдающихся исполнителей. | Сам. работа | 1 | 10 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Русское скрипичное искусство XIX-XX века | ||||||
3.1. | Русское скрипичное искусство 19 века. Обращение русских композиторов к скрипичному жанру. Произведения М. Глинки, А. Алябьева, композиторов "Могучей кучки", П. Чайковского, А. Глазунова. | Лекции | 2 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Распространение скрипичной игры. Рост концертно-исполнительского искусства. Появление многочисленных скрипачей-любителей. Концертные учреждения. РМО («Русское музыкальное общество»), БМШ («Бесплатная музыкальная школа»). Организация музыкального образования. Открытие Петербургской (1862г.) и Московской (1866г.) консерваторий. Открытие музыкальных училищ. | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Школа Л.С. Ауэра. Роль и значение деятельности Ауэра для русской скрипичной школы | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
3.4. | Л.М. Цейтлин. Ученики Цейтлина (Б. Фишлан, С. Фурер, В. Беленький и др.). | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | А.И. Ямпольский. Ученики Ямпольского (Л. Коган, Ю. Ситковецкий, И. Безродный, М. Фихтенгольц, Е. Гилельс, Э. Шихмурдзаева, Ю. Янкелевич и др.). | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
3.6. | П.С. Столярский и его ученики. М. Эрденко, М. Полякин.Д. Ойстрах и его ученики (В. Климов, И. Ойстрах, В. Пикайзен, С. Снитковский, О.Пархоменко, О. Крыса, Л. Исакадзе и др.). Ю.И. Янкелевич. «Педагогическое наследие" | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
3.7. | Младшее поколение советских скрипачей: В. Третьяков, В. Спиваков, Г. Кремер, А. Корсаков и др. | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Знакомство с произведениями различных школ. Слушание скрипичной музыки в исполнении выдающихся исполнителей. | Сам. работа | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. История исполнительства на альте, виолончели и контрабасе | ||||||
4.1. | История развития альта. Выдающиеся исполнители на альте: К. Уран, О. Недбал, П. Хиндемит, Л. Тертис, У. Примроз, В. Р. Бакалейников, В. В. Борисовский, М.Б. Кугель., Л. Тертис, Т. Циммерман, Ф.Ж. Белугин, Ю.М. Крамаров, Р.Б. Баршай, Ю.А. Башмет | Лекции | 2 | 4 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | История развития виолончели. Л. Боккерини - выдающийся итальянский виолончелист-виртуоз. Французская виолончельная школа: М. Берто, Ж.Л. Дюпор, Ж.Б. Бреваль, О.Ж. Франком, Ш.Н. Бодио, Л. Аббиате. Немецкая школа: Б.А. Ромберг, Ф. Дотцауэр. Ю. Кленгель | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Выдающиеся зарубежные виолончелисты: П. Казальс, А. Наварра, З. Нельсова, Л. Роуз, К. Вилкомирский, М. Садло, П. Тортелье, М. Жендрон, П. Фурнье, Л. Гельшер, Ж. Дюпре, Я. Штаркер, А. Янигро, Э. Фойерман, Г. Кассадо. | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
4.4. | Русская и советская виолончельная школа: К.Ю. Давыдов, А.В. Вержбилович, С.М. Козолупов, М.Л. Ростропович, С.Н. Кнушевицкий, Г.П. Пятигорский, Г.И. Пеккер, Д.Б. Шафран, Н.Г. Гутман, С.А. Самосуд, Н.Н. Шаховская , М.Л. Майский и др. | Лекции | 2 | 4 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
4.5. | История развития контрабаса. Выдающиеся исполнители на контрабасе: Дж. Боттезини, Д. Драгонетти, И.М. Шпергер, Ф. Симандл, Р. Браун, А. Коэн, Ч. Мингус, Г. Карр, И. Гертович, С.А. Кусевицкий, Р.М. Азархин, В.А. Волков, Е.А. Колосов, Л.Г. Андреев | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Знакомство с историей развития инструментов и крупнейшими исполнителями. Слушание музыки в исполнении выдающихся музыкантов. | Сам. работа | 2 | 3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. Современное исполнительство на струнных инструментах | ||||||
5.1. | Выдающиеся скрипачи современности | Лекции | 2 | 4 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
5.2. | Выдающиеся виолончелисты современности | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Выдающиеся современные исполнители на альте и контрабасе | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
5.4. | Знакомство с представителями различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей-струнников. | Сам. работа | 2 | 4 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Демченко А. И. | ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каган М.С. | МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Скребков С.С. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.ru.wikipedia.org | |||
Э2 | http://www.forumklassika.ru | |||
Э3 | http://www.mosconsv.ru | |||
Э4 | https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7184 | |||
Э5 | Дисциплина "История исполнительского искусства" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
118Д | помещение для хранения и обработки специализированных материалов | Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски) |
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
106Д | помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.; |
Необходимо рассматривать каждую изучаемую эпоху как синхронистическую таблицу, где инструментальное исполнительство становится частью духовной жизни эпохи. При изучении предмета необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего века. Целесообразно сформировать фоно и видеотеку записей лучших исполнителей, которую нужно активно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену. |