МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Языковая ситуация трансграничья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., профессор, Дмитриева Л.М.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Языковая ситуация трансграничья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – характеристика языковой ситуации в трансграничном регионе, языковых изменений в 20-21 вв. и тенденций на фоне социальных и культурных изменений.

Задачи:
Рассмотрение положения русского языка в трансграничном регионе и в граничащих с ним странах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 владением навыками участия в работе научных коллективов, проводящих филологические исследования
ПК-10 способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Специфику культурно-языковой ситуации в разные временные отрезки 20-21 вв.
3.2.Уметь:
3.2.1.Обозначить место русского языка как языка международного общения за рубежом
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методикой исследования русского языка с точки зрения социальных и культурных процессов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие языковой ситуации
1.1. Лекции 1 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Соотношение литературного языка и диалектов (говоров)
2.1. Практические 1 4 Л2.2
Раздел 3. Положение русского языка на рубеже 20-21 вв.
3.1. Практические 1 4 Л2.1
Раздел 4. Неизбежность изменений в языке в новых общественных условиях
4.1. Практические 1 4 Л1.1
4.2. Сам. работа 1 20 ПК-10 Л2.1
Раздел 5. Состояние русского языка на современном этапе
5.1. Практические 1 4
5.2. Сам. работа 1 30 ПК-4 Л1.1
Раздел 6. Процессы стабилизации положения русского языка Место русского языка за рубежом: наше время
6.1. Сам. работа 1 38 ПК-10 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС находится в Приложениях
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС находится в Приложениях
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в Приложениях

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. А. Романова, О. Л. Виноградова, В. В. Орленок Страноведение: учеб. пособие Калининград: Изд-во РГУ, 2009
Л1.2 Д. С. Ушаков Страноведение: учеб. пособие М.: МарТ, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Токарева Н.Д. Россия и русские: учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык: учебное пособие "Феникс+", 2004 ЭБС «Университетская библиотека online»
Л2.2 Васильева Е. В. Русская диалектология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Этноперекрестки и трансграничье: коллективная монография по материалам XI Конгресса антропологов и этнологов России, 2-5 июля 2015г. [Электронный ресурс]/ под ред. В.В. Карлова, Е.А. Окладниковой. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016г. books.google.ru
Э2 Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении. studfiles.net
Э3 Функционирование русского языка: основные тенденции и их причины cyberleninka.ru
Э4 О положении русского языка в Монголии и об интерферентных ошибках, допускаемых студентами-монголами [Электронный ресурс]/ Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, No.3, С.138-143 © Эрдэнэмаам С., 2014 vestnik.nspu.ru
Э5 Монхцэцэг Буян-Эрдэне Русский язык в Монголии угасает при отсутствии политических усилий regnum.ru
Э6 Русский язык в современном Китае: сб. науч.-метод. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Хайлар, КНР, Институт русского языка и культуры Хулуньбуирского института, 2–5 октября 2015г.) [Электронный ресурс] / Забайкал. гос. ун-т; Хулуньбуирский ин-т (г. Хайлар, КНР). – Чита : ЗабГУ, 2015 ropryal.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина заканчивается зачетом.
Для получения зачета в течение семестра необходимо: подготовить рефераты на предложенные темы, выполнить контрольную работу.
На зачете студенты пишут небольшое письменное сообщение по тематике курса (список примерных тем - в ФОСе).