МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнографические коллекции в музеях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 24 16 24
Практические 20 36 20 36
Сам. работа 108 84 108 84
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., доцент, Грушин С.П.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Назаров И.И.

Рабочая программа дисциплины
Этнографические коллекции в музеях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017г. №1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – изучить специфику формирования этнографических коллекций в музеях России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способность применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов
ПК-2 Способность осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы экспозиционной работы и специфику комплектования музейных фондов и учета музейных коллекций.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать научную информацию по этнографической тематике, осуществлять работу по текущему и перспективному комплектованию и учету этнографических коллекций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами обработки, анализа и синтеза этнографической информации, терминологическим аппаратом в области этнографии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфические черты этнографических коллекций
1.1. Вводно-организационная лекция. Цели и задачи курса и его структура Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.2. Основы формирования этнографических коллекций в музеях Практические 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Специфика формирования этнографических коллекций Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Особенности хранения и учета этнографических коллекций Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Требования по учету и хранению этнографических коллекций в музеях Практические 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Требования по учету и хранению этнографических коллекций в музеях Сам. работа 6 10 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.7. Особенности выставочной и экспозиционной работы в этнографических музеях Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Специфика экспозиционной и выставочной работы в музеях. Практические 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Специфика экспозиционной и выставочной работы в музеях. Сам. работа 6 10 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.10. Интернет-представительства этнографических музеев Практические 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Интернет-представительства этнографических музеев Сам. работа 6 12 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Виды этнографических музеев
2.1. Основные виды музейных учреждений, хранящих этнографические коллекции Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.2. Крупнейшие этнографические собрания за рубежом Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.3. Крупнейшие этнографические собрания за рубежом Сам. работа 6 12 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.4. Крупнейшие этнографические музеи России (Кунсткамера и РЭМ) Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.5. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Практические 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.6. Российский этнографический музей Практические 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.7. Этнографические музеи научных учреждений России Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.8. Этнографические музеи научных учреждений России Сам. работа 6 12 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.9. Этнографические коллекции в составе краеведческих музеев России Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.10. Этнографические коллекции и экспозиции в краеведческих музеях Сибири Практические 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.11. Вузовские этнографические музеи Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.12. Этнографические коллекции в вузовских музеях России Практические 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.13. Музеи под открытым небом, экомузеи Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.14. Экомузеи Сибири Практические 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.15. Этнографические музеи этнических и национальных групп и общественных организаций Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.16. Крупнейшие этнографические собрания Зарубежной Европы Практические 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.17. Крупнейшие этнографические собрания Зарубежной Европы Сам. работа 6 12 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.18. Крупнейшие этнографические собрания Северной Америки Практические 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.19. Крупнейшие этнографические собрания Северной Америки Сам. работа 6 16 ПК-1, ПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие этнографический музей.
2. Истоки формирования первых этнографических коллекций в музеях России.
3. Особенности собирания этнографических коллекций.
4. Специфика фондовой работы в этнографических музеях.
5. Основные виды этнографических экспозиций.
6. Основные интернет-ресурсы по этнографическим коллекциям в музеях России.
7. Этнографические коллекции Петербургской Кунсткамеры.
8. Этнографические коллекции Российского этнографического музея.
9. Этнографические коллекции в краеведческих музеях Западной Сибири.
10. Этнографические коллекции в музеях Российской академии наук .
11. Вузовские этнографические музеи Западной Сибири.
12. Экологические музеи Сибири.
13. Крупнейшие этнографические музеи Северной Европы.
14. Крупнейшие этнографические музеи Западной Европы.
15. Крупнейшие этнографические музеи в США.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История этнографической коллекции Петербургской Кунсткамеры.
2. История Российского этнографического музея.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания
Определите понятия из предложенного перечня:
АВУНКУЛАТ –
АККУЛЬТУРАЦИЯ –.
АССИМИЛЯЦИЯ –
АТАЛЫЧЕСТВО –
БИГМЕНЫ –
ИЗБЕГАНИЕ –
ИНИЦИАЦИИ –
ИНТЕГРАЦИЯ –
КАСТА –
КОНСОЛИДАЦИЯ –
КУВАДА–
ЛЕВИРАТ–
МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ –
МАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ –
МИКСАЦИЯ –
МОНОГАМИЯ –
НАЦИОНАЛИЗМ –
НАЦИЯ –
НЕОЛОКАЛЬНОСТЬ –
ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА –
ПАТРИЛИНЕЙНОСТЬ –
ПАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ –
ПАТРОНИМИЯ –
ПЕРЕЖИТКИ –
ПОЛИАНДРИЯ –
ПОЛИГАМИЯ –
ПОТЛАЧ –
САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ –.
СОРОРАТ –.
ЭКЗОГАМИЯ –.
ЭНДОГАМИЯ–.
ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА –

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Т. Г. Гребенникова, Т. В. Тишкина История музеев России: учеб. пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин А.А., Тишкина Т.В. История музеев Алтая: учебное пособие в 2 ч. Ч.1. Изд-во Алт. ун-та, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Кунсткамера kunstkamera.ru
Э2 Российский этнографический музей www.ethnomuseum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Портал Музеи России (http://museum.ru/)
Российская музейная энциклопедия (http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp?40)
Музеи России на портале Культура России (http://www.culture.ru/museums)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
Официальные сайты Российских музеев
Электронная библиотека Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Поисковая система «Google»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Д музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы
112Д фондохранилище музея археологии и этнографии алтая - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с музейными коллекциями; топографическая опись
16бМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контроль и оценка работы студентов осуществляется на лекциях, практическимх занятиях и в Электронном учебно-методическом комплексе
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=551

Инструкция по искользованию ЭУМК
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий и материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.Максимальное количество баллов за лекции - 33 (10 лекций, в каждой из которых по три вопроса).
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в ходе освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по пятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практические задания - 40 (восемь заданий).

Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест - 27.

К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, максимальное число баллов на экзамене 10.

Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".

Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".

Вид работы

Максимальное число баллов

Критерии оценки

Лекции

33
Изучены материалы лекций, даны верные ответы на контрольные вопросы

Практические задания

40

умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
логичность построения хода и результатов выполнения работы;
качество содержания работы (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов);
качество оформления результатов работы;
умение использовать дополнительные возможности информационных технологий;
умение делать выводы, обобщения, рекомендации, проектные разработки
Тест

27

Даны верные ответы на вопросы теста

ИТОГО

100