Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_01_ПС-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Цели курса: • обеспечить комплексное представление о социальных, психологических и биологических изменениях, происходящих в процессе формирования психологической зависимости. Представить социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления лиц с психологической аддикцией. • представить анализ социально-психологических изменений, связанных с психологической аддикцией. Задачи курса: • рассмотреть теоретико-методологические основы психологии аддикций, основы психокоррекционной работы с лицами с психологической аддикцией; • рассмотреть основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ. психологические характеристики представителей с разными типами психологических аддикций; • получить знания об основных путях профилактики аддиктивного поведения, а также лечения и реабилитации лиц с аддиктивными расстройствами; об основных путях законодательного егулирования распространения наркотизма среди молодежи; • освоить особенности профилактической работы с лицами с психологической аддикцией; • должны приобрести навыки основных стратегий поведения при подозрении на употребление аддиктивных веществ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-3 | способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий |
ПК-9 | способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях |
ПК-14 | способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | О научных подходах в области «Психологии зависимости» на основе междисциплинарного подхода, сочетающего элементы социологического, психологического и биологического анализа. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • должны знать основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ; • должны знать основные признаки аддиктивного поведения, явные и скрытые свойства аддиктивных веществ, последствия употребления основных классов аддиктивных веществ • должны уметь самостоятельно распознавать проявления зависимости, должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков сопротивления групповому давлению в ситуациях употребления аддиктивных веществ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Профилактической работы аддиктивного поведения. Должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков безопасного сосуществования с потребителями аддиктивных веществ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психология аддикций. | ||||||
1.1. | Аддиктивное поведение как форма девиации. | Лекции | 7 | 2 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Теории аддиктивного поведения. | Лекции | 7 | 2 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Возрастные факторы риска. Роль семьи и образования в возникновении и развитии аддиктивного поведения | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Трудоголизм, пищевая зависимость, ониомания, гемблинг | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Технологическая зависимость, интернет зависимость, как формы аддиктивного поведения. | Лекции | 7 | 4 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Социально-психологические факторы аддиктивного поведения. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Интернет-зависимость, компьютерная зависимость | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Химическая зависимость как биопсихосоциальное явление, ее природа и закономерности формирования | Лекции | 7 | 2 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Явные и скрытые свойства аддиктивных веществ. | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Современная классификация аддиктивных расстройств (МКБ-10). | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Зависимость от наркотиков и других психоактивных веществ | Лекции | 7 | 2 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Особенности распространения наркотиков среди молодёжи. Медицинские, психологические и социальные аспекты проблемы наркотизации населения. | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Физиологические и психические последствия вследствие злоупотребления наркотиками и психотропными веществами. | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Особенности традиционных способов профилактики наркомании, их недостаточная эффективность. | Сам. работа | 7 | 11 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Зависимость от алкоголя. | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л1.1 |
1.16. | Причины и условия, которые оказывают содействие употреблению алкоголю. | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Зависимость от табачных изделий. Влияние табакокурения на организм. | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л1.1 |
1.18. | Созависимость | Лекции | 7 | 2 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.19. | Копирующее поведение и реакция отрицательной имитации. Как избавится от созависимости. | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.20. | Социальные и юридические аспекты употребления аддиктивных веществ. | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.21. | Жизнь в одной семье с зависимым человеком | Практические | 7 | 1 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.22. | Виктимологическая характеристика лиц, употребляющих аддиктивные вещества. | Сам. работа | 7 | 13 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.23. | Особенности профилактики в области химической зависимости | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.24. | Работа с различными категориями и группами населения: предупреждение адиктивного поведения граждан, реадаптация в обществе лиц, которые употребляют адиктивные вещества. | Практические | 7 | 1 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.25. | Альтернативы употреблению аддиктивных веществ. | Практические | 7 | 1 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.26. | Зависимость от сексуальных отношений. Религиозный фанатизм. | Практические | 7 | 1 | ПК-3, ПК-9, ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | [сост. К. В. Сельченок] | Психология зависимости: хрестоматия | ХАРВЕСТ, 2005 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Линде Н.Д. | Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
Э3 | Курс в Moodle " Психология зависимости " | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
• http://www.biblioclub.ru/ • http://e.lanbook.com |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе подготовки заданий по данной дисциплине придерживайтесь следующих общих рекомендаций. 1. Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий. 2. Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию. 3. Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д. 4. Запоминайте фамилии ведущих психологов и даты. 5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов. 6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников. 7. Изучайте первоисточники. 8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников 9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении. 10. Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий. 11. При подготовке доклада студенту рекомендуется: Составить план выступления; При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме; Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.) Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада; Время доклада 10 минут; После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории; Приветствуется использование электронной презентации; Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену. |