МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Работа с замещающими семьями

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильКоррекционная и консультативная психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_ППО-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 132
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 132 132 132 132
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
Доцент, Колпакова Н.В.

Рецензент(ы):
д-р психол. наук, проф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Работа с замещающими семьями

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление об особенностях организации работы с замещающими семьями

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности организации работы с замещающими семьями
3.2.Уметь:
3.2.1.устанавливать причины отклоняющегося поведения, дезадаптации, кризиса ребенка, социального неблагополучия в замещающих семьях, консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оказания помощи замещающей семье

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Основы законодательства в области устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Лекции 5 2 ОПК-7
1.2. Основы законодательства в области устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Сам. работа 5 20 ОПК-7
1.3. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей Практические 5 1 ОПК-7 Л1.4, Л2.4, Л1.7
1.4. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей Практические 5 1 ОПК-7 Л1.4, Л2.1, Л1.7, Л2.3
1.5. Представление о семье как развивающейся системе Лекции 5 2 ОПК-7 Л2.4, Л2.1, Л2.6, Л1.7
1.6. Представление о семье как развивающейся системе Практические 5 0,5 ОПК-7 Л1.4, Л2.4, Л2.1, Л2.6
1.7. Практические аспекты сопровождения замещающих семей Практические 5 0,5 ОПК-7 Л2.5, Л2.2, Л1.5
1.8. Адаптация ребенка в замещающей семье Сам. работа 5 20 ОПК-7 Л1.4, Л2.1, Л2.6, Л2.3
1.9. Адаптация ребенка в замещающей семье Практические 5 0,5 ОПК-7 Л2.1, Л2.6, Л1.6
1.10. Система помощи замещающей семье Сам. работа 5 20 ОПК-7 Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.3
1.11. Система помощи замещающей семье Практические 5 0,5 ОПК-7 Л2.6, Л1.6
Раздел 2. Практикум по сопровождению замещающих семей
2.1. Решение практических задач Сам. работа 5 72 ОПК-7 Л1.4, Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Л. Кокоренко, Н. Ю. Кучукова, И. Ю. Маргошина Социальная работа с детьми и подростками: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2011
Л1.2 Под редакцией Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие М.: Дашков и Ко // ЭБС. "Университетская библиотека онлайн.//http://www.biblioclub.ru, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961
Л1.3 Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 biblio-online.ru
Л1.4 Е. И. Холостова Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие М.: Дашков и К, 2017 biblioclub.ru
Л1.5 Е. И. Холостова Социальная работа: учеб. пособие М.: Дашков и К°, 2008
Л1.6 Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,, 2017 biblioclub.ru
Л1.7 Григорьева И.А. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Якушев Социальная защита и социальная работа: М.: А-Приор, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56374
Л2.2 Холостова Е.И. Социальная работа и социальная сплоченность общества: учеб. пособие М.:, 2018 biblioclub.ru
Л2.3 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
Л2.4 Е.И. Холостова Социальная работа : М.: Дашков и Ко, 2012
Л2.5 Н. Ф. Дементьева, Л. И. Старовойтова Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.6 Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных занятий, ведение конспектов лекций, применение информации, полученной на лекциях при подготовке домашних заданий, творческих заданий по предмету.
2. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
4. При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 10 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к промежуточной аттестации.