МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественные музеи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 130 130 130 130
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Художественные музеи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса ознакомление студентов с историей становления художественных музеев, со спецификой художественного музея, одного из наиболее распространенных типов профильных музеев, тесно связанного с основными художественными и эстетическими тенденциями, существующими в современной культуре.
Задачи курса:
• проследить этапы создания художественных музеев;
• изучить специфику комплектования, хранения и экспонирования произведений искусства в различные историко-культурные эпохи;
• рассмотреть основные типы современных художественных музеев и особенности их функционирования;
• продемонстрировать специфику основных направлений деятельности художественных музеев во второй половине XX в. (исследовательской, хранительской, экспозиционной);
• изучить экспозиционные приемы, наиболее распространенные в современных художественных музеях, а также экспозиции крупнейших и наиболее значимых художественных музеев и особенности их восприятия посетителем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок
ПК-7 способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о становлении и динамике развития художественных музеев, специфике их деятельности в различные культурно-исторические эпохи; об особенностях научной деятельности современных художественных музеев, их связях с современным искусствознанием и художественной критикой
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать:
этапы формирования и коллекционный состав наиболее крупных и значительных художественных музеев.
Уметь:
свободно ориентироваться в принципах экспонирования произведений искусства, принятых в современных художественных музеях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с посетителем, бытующими в современных художественных музеях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные представления о задачах и функциях художественного музея
1.1. Современные представления о задачах и функциях художественного музея Лекции 4 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1
1.2. Понятие художественного музея. Особенности хранительской и экспозиционной дея-тельности. Социальный статус и функции. Концепции особых социальных функций со-временного художественного музея, существующие в современной социологии и критике искусства (концепция музея Б. Гройса и др.). Музей и предметное знание: взаимоотношения музея и дисциплины "история искусства". Типология художественных музеев. Музеи, выставочные центры, частные коллекции и галереи. Художественные музеи, специализирующиеся на мировой истории искусства. Музеи современного и декоративно-прикладного искусства. Сам. работа 4 34 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Типология художественных музеев Практические 4 4 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.4. Музеи, выставочные центры, частные коллекции и галереи. Художественные музеи, специализирующиеся на мировой истории искусства. Музеи современного и декоративно-прикладного искусства. /Ср/ Сам. работа 4 32 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. История формирования и развития художественных музеев
2.1. История формирования и развития музейных художественных коллекций в Древнем мире и в Средние века Лекции 4 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Художественный музей в культуре XVIII-XIX в. Художественные музеи XIX в. Художественные музеи XX в.Музеи современного искусства первой половины XX в. Сам. работа 4 32 ПК-2, ПК-7 Л1.1
Раздел 3. Перспективные направления деятельности художественных музеев
3.1. Выставочная деятельность крупнейших зарубежных и отечественных музеев истории искусства Практические 4 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.2. Типовой состав коллекций музеев истории мирового искусства. Структура экспозиции - группировка полотен по стилям, школам и направлениям, художникам. История и культура в экспозиции художественного музея. Музей д'Орсэ, музей Клюни в Париже. Экспозиции музеев декоративно-прикладного искусства (Британский музей). Выставка как способ социальной коммуникации (сценарий выставок и выставочный дизайн). Тематические и концептуальные выставки. Институт кураторов. Презентации художественных коллекций в Интернете. Мультимедийные продукты Сам. работа 4 32 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы

1. Художественный музей: понятие и разновидности.
2. История возникновения художественных музеев за рубежом и в России.
3. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
4. Государственный Русский музей.
5. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
6. Художественное собрание Государственного Эрмитажа.
7. Художественные собрания в музеях под открытым небом в России.
8. Особенности частного художественного собирательства в России.
9. Региональные художественные музеи.
10. Государственный художественный музей Алтайского края.
11. Художественные музеи США.
12. Художественные музеи Европы.
13. Художественные музеи стран Востока.
14. Музейные и внемузейные художественные выставки.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Назовите три крупнейшие собрания предметов искусства, которые легли в основу Эрмитажной галереи

Выберите один или несколько ответов:
a. Коллекция графа Брюля
b. Собрания барона Кроза
c. Собрание лорда Вальполя
d. Коллекция князей Юсуповых
e. Коллекция Ф.-М. Вольтера

Датой создания Эрмитажа считается

Выберите один ответ:
a. 1714 г.
b. 1784 г.
c. 1803 г.
d. 1764 г.

Что такое "Новый Эрмитаж"?

Выберите один ответ:
a. Первый отечественный музей комплексного профиля, объединивший исторические и естественнонаучные собрания
b. Первый художественный музей в России
c. Первое в России здание, специально построенное для публичного художественногомузея; часть музейного комплекса Государственного Эрмитажа
d. Музей, построенный по образцу Старого Эрмитажа

Практическое задание.
Внимательно ознакомтесь с изданием: Балтун П.К. Русский музей – эвакуация, блокада, восстановление: (Из воспоминаний музейного работника). – М., 1980. – 144 с.
На основе прочитанного подготовьте обзор на тему "Художественные коллекции Русского музея в военное и послевоенное время"

















6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.Г. Гребенникова Музеология: введение в профессию: Учебное пособие Изд-во АлтГУ , 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова Т.Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГАЛЕРЕИ. АЛЬБОМЫ. КАТАЛОГИ. Музеи. Живопись. Ремёсла. Коллекции // URL: http://bibliotekar.ru/muzeu.htm URL: http://bibliotekar.ru/muzeu.htm
Э2 Энциклопедия искусства // URL: http://www.artprojekt.ru/Menu.html URL: http://www.artprojekt.ru/Menu.html
Э3 World-art // URL: http://www.world-art.ru URL: http://www.world-art.ru
Э4 Портал Музеи России www.museum.ru
Э5 Портал Культура России www.culture.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.