Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z51_03_04_Музеология-4-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 130 | 130 | 130 | 130 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Цель курса ознакомление студентов с историей становления художественных музеев, со спецификой художественного музея, одного из наиболее распространенных типов профильных музеев, тесно связанного с основными художественными и эстетическими тенденциями, существующими в современной культуре. Задачи курса: • проследить этапы создания художественных музеев; • изучить специфику комплектования, хранения и экспонирования произведений искусства в различные историко-культурные эпохи; • рассмотреть основные типы современных художественных музеев и особенности их функционирования; • продемонстрировать специфику основных направлений деятельности художественных музеев во второй половине XX в. (исследовательской, хранительской, экспозиционной); • изучить экспозиционные приемы, наиболее распространенные в современных художественных музеях, а также экспозиции крупнейших и наиболее значимых художественных музеев и особенности их восприятия посетителем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-2 | способность к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок |
ПК-7 | способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о становлении и динамике развития художественных музеев, специфике их деятельности в различные культурно-исторические эпохи; об особенностях научной деятельности современных художественных музеев, их связях с современным искусствознанием и художественной критикой |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать: этапы формирования и коллекционный состав наиболее крупных и значительных художественных музеев. Уметь: свободно ориентироваться в принципах экспонирования произведений искусства, принятых в современных художественных музеях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | работы с посетителем, бытующими в современных художественных музеях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Современные представления о задачах и функциях художественного музея | ||||||
1.1. | Современные представления о задачах и функциях художественного музея | Лекции | 4 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1 |
1.2. | Понятие художественного музея. Особенности хранительской и экспозиционной дея-тельности. Социальный статус и функции. Концепции особых социальных функций со-временного художественного музея, существующие в современной социологии и критике искусства (концепция музея Б. Гройса и др.). Музей и предметное знание: взаимоотношения музея и дисциплины "история искусства". Типология художественных музеев. Музеи, выставочные центры, частные коллекции и галереи. Художественные музеи, специализирующиеся на мировой истории искусства. Музеи современного и декоративно-прикладного искусства. | Сам. работа | 4 | 34 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Типология художественных музеев | Практические | 4 | 4 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Музеи, выставочные центры, частные коллекции и галереи. Художественные музеи, специализирующиеся на мировой истории искусства. Музеи современного и декоративно-прикладного искусства. /Ср/ | Сам. работа | 4 | 32 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. История формирования и развития художественных музеев | ||||||
2.1. | История формирования и развития музейных художественных коллекций в Древнем мире и в Средние века | Лекции | 4 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Художественный музей в культуре XVIII-XIX в. Художественные музеи XIX в. Художественные музеи XX в.Музеи современного искусства первой половины XX в. | Сам. работа | 4 | 32 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 3. Перспективные направления деятельности художественных музеев | ||||||
3.1. | Выставочная деятельность крупнейших зарубежных и отечественных музеев истории искусства | Практические | 4 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Типовой состав коллекций музеев истории мирового искусства. Структура экспозиции - группировка полотен по стилям, школам и направлениям, художникам. История и культура в экспозиции художественного музея. Музей д'Орсэ, музей Клюни в Париже. Экспозиции музеев декоративно-прикладного искусства (Британский музей). Выставка как способ социальной коммуникации (сценарий выставок и выставочный дизайн). Тематические и концептуальные выставки. Институт кураторов. Презентации художественных коллекций в Интернете. Мультимедийные продукты | Сам. работа | 4 | 32 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы 1. Художественный музей: понятие и разновидности. 2. История возникновения художественных музеев за рубежом и в России. 3. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) 4. Государственный Русский музей. 5. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. 6. Художественное собрание Государственного Эрмитажа. 7. Художественные собрания в музеях под открытым небом в России. 8. Особенности частного художественного собирательства в России. 9. Региональные художественные музеи. 10. Государственный художественный музей Алтайского края. 11. Художественные музеи США. 12. Художественные музеи Европы. 13. Художественные музеи стран Востока. 14. Музейные и внемузейные художественные выставки. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Назовите три крупнейшие собрания предметов искусства, которые легли в основу Эрмитажной галереи Выберите один или несколько ответов: a. Коллекция графа Брюля b. Собрания барона Кроза c. Собрание лорда Вальполя d. Коллекция князей Юсуповых e. Коллекция Ф.-М. Вольтера Датой создания Эрмитажа считается Выберите один ответ: a. 1714 г. b. 1784 г. c. 1803 г. d. 1764 г. Что такое "Новый Эрмитаж"? Выберите один ответ: a. Первый отечественный музей комплексного профиля, объединивший исторические и естественнонаучные собрания b. Первый художественный музей в России c. Первое в России здание, специально построенное для публичного художественногомузея; часть музейного комплекса Государственного Эрмитажа d. Музей, построенный по образцу Старого Эрмитажа Практическое задание. Внимательно ознакомтесь с изданием: Балтун П.К. Русский музей – эвакуация, блокада, восстановление: (Из воспоминаний музейного работника). – М., 1980. – 144 с. На основе прочитанного подготовьте обзор на тему "Художественные коллекции Русского музея в военное и послевоенное время" |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т.Г. Гребенникова | Музеология: введение в профессию: Учебное пособие | Изд-во АлтГУ , 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гребенникова Т.Г. | Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ГАЛЕРЕИ. АЛЬБОМЫ. КАТАЛОГИ. Музеи. Живопись. Ремёсла. Коллекции // URL: http://bibliotekar.ru/muzeu.htm | URL: http://bibliotekar.ru/muzeu.htm | ||
Э2 | Энциклопедия искусства // URL: http://www.artprojekt.ru/Menu.html | URL: http://www.artprojekt.ru/Menu.html | ||
Э3 | World-art // URL: http://www.world-art.ru | URL: http://www.world-art.ru | ||
Э4 | Портал Музеи России | www.museum.ru | ||
Э5 | Портал Культура России | www.culture.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки. При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее. При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet. |