МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нейропсихология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-1-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 172
самостоятельная работа 152
контроль 108
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4, 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18,5 18,5 18,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 22 22 20 20 22 22 84 84
Лабораторные 22 22 22 22 22 22 22 22 88 88
Сам. работа 39 39 37 37 39 39 37 37 152 152
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 27 27 108 108
Итого 108 108 108 108 108 108 108 108 432 432

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Нейропсихология

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Нейропсихология» являются изучение основных принципов и механизмов работы мозга при обеспечении протекания высших психических функций человека и психической деятельности субъекта; ознакомление с историей и современными представлениями о мозговой организации психических функций; основными нейропсихологическими синдромами, формирующимися при очаговых поражениях коры и подкорковых образований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
ПК-4: способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.естественнонаучный подход к описанию ВПФ и их нарушений при органических повреждениях мозга, методологию нейропсихологии, основные понятия нейропсихологии, ее прикладные задачи, методы и методики нейропсихологического обследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии, обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга, применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.структурированного знаниия о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга, представления об основных ее проблемах и направлениях развития, методологию нейропсихологического обследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. История развития нейропсихологии как науки. Теория динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия
1.1. Определение нейропсихологии как науки, предмет и объект исследования, концептуально-методологические основы и проблемы Лекции 3 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
1.2. Локализация высших психических функций в головном мозге. Мозговая основа психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга Сам. работа 3 7 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
1.3. Функциональные блоки мозга по А.Р.Лурия. Отечественная и зарубежная нейропсихология. Лабораторные 3 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
1.4. Понятие синдромного и факторного анализа в нейропсихологии. Основные нейропсихологические синдромы. Лекции 3 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Проблема межполушарной асимметрии головного мозга и межполушарного взаимодействия
2.1. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия Лекции 3 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
2.2. Межполушарное взаимодействие в моторной сфере, в слуховой и слухоречевой, зрительной и тактильной Лабораторные 3 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Нейропсихология в исследовании психических процессов
3.1. Нейропсихология внимания. Нарушения внимания при локальных поражениях мозга Лекции 3 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.2. Нейропсихологическая структура памяти. Проблема амнезий Лекции 3 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.3. Нейропсихологический подход к изучению эмоциональных нарушений Лекции 3 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.4. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения внимания при локальных поражениях мозга Лабораторные 3 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.5. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения памяти при локальных поражениях мозга Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.6. Вопросы нейропсихологической диагностики нарушения памяти Лабораторные 3 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.7. Решение практических задач Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.8. Вопросы нейропсихологической диагностики нарушения внимания Лабораторные 3 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.9. Вопросы нейропсихологической диагностики нарушения эмоциональных состояний Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.10. Возможности нейропсихологического подхода к исследованию нарушений личностной сферы. Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Агнозии: нейропсихологический анализ, основные виды нарушений
4.1. Нейропсихологический анализ основных видов агнозий Лекции 4 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.2. Тактильные агнозии и расстройства чувствительности Лекции 4 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.3. Зрительные и слуховые агнозии Лекции 4 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.4. Сенсорные и гностические расстройства, двигательные расстройства Лабораторные 4 22 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.5. Предметная, лицевая, оптико-пространственная, буквенная, цветовая, симультанная зрительные агнозии Сам. работа 4 12 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.6. Решение практических задач Сам. работа 4 25 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Нейропсихология апраксий: виды нарушений
5.1. Нейропсихологический анализ основных видов апраксий Лекции 5 10 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
5.2. Нейропсихологические механизмы управления поведением. Произвольность регуляции ВПФ Лекции 5 10 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
5.3. Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий Лабораторные 5 22 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
5.4. Функции пирамидной, экстрапирамидной системы Сам. работа 5 22 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
5.5. Решение практических задач Сам. работа 5 17 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6. Нейропсихология мышления, нарушений речи, анализ афазий
6.1. Нейропсихологическое исследование мышления в норме и патологии Лекции 6 10 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
6.2. Речь как сложная функциональная система. Нейролингвистический анализ речевых нарушений. Лекции 6 12 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
6.3. Афазиология. Московская и Санкт-Петербугская школы в изучении феномена речевых нарушений при локальных поражениях ЦНС Лабораторные 6 11 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
6.4. Виды афазий по А.Р. Лурия Лабораторные 6 11 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
6.5. Нарушения мышления при поражении височных, затылочно-теменных отделов головного мозга, при поражении премоторных и лобных префронтальных отделов головного мозга Сам. работа 6 12 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
6.6. Нарушения сознания при поражении лобных долей мозга и неспецифических структур. Межполушарные отношения в проявлениях сознания. Сам. работа 6 25 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
6.7. Экзамен Экзамен 4 27 ПК-3
6.8. Экзамен Экзамен 6 27 ПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Предмет и задачи нейропсихологии как науки.
2. Нейропсихологический фактор как связующее звено между психическими функциями и работающим мозгом.
3. Основные синдромы нарушений разных психических функций (на примере пяти нейропсихологических факторов, выделенных А.Р. Лурия).
4. Функциональные блоки мозга (А.Р. Лурия).
5. Нейропсихологический анализ внимания: ведущие мозговые структуры.
6. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения памяти при локальных поражениях мозга.
7. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения внимания при локальных поражениях мозга.
8. Анализ нейропсихологической структуры памяти.
9. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга.
10. Нейропсихологические нарушения эмоционально-личностной сферы.
11. Понятие функциональной асимметрии полушарий мозга и проблема межполушарного взаимодействия.
12. Нейропсихология нарушений: основные понятия (агнозии, апраксии).
13. Нарушения высшей символической деятельности.
14. Системная динамическая локализация ВПФ как основа нейропсихологического анализа.
15. Синдромный анализ в нейропсихологии: основные принципы.
16. Классификация и основные виды агнозий, мозговая организация зрительного восприятия.
17. Классификация и основные виды апраксий, мозговая организация движений.
18. Модально-неспецифические и специфические факторы.
19. Синдромы поражения лобных долей.
20. Синдромы поражения затылочных областей мозга.
21. Синдромы поражения теменных областей мозга.
22. Синдромы поражения височных областей мозга.
23. Полушарные и общемозговые факторы.
24. Понятие афазии.
25. Методики нейропсихологического исследования речи.
26. Речь и мышление. Патология речи и мышления.
27. Основные виды речи в контексте проблемы афазий.
28. Основные функции речи и их нарушение в контексте проблемы афазий.
29. Элементарные речевые расстройства.
30. Динамическая афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики.
31. Афферентная моторная афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики.
32. Эфферентная моторная афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики.
33. Сенсорная афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики.
34. Акустико-мнестическая афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики.
35. Семантическая афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики.
36. Амнестическая афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение

Приложения
Приложение 1.   ФОС_Нейропсихология.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корсакова Н.К., Московичуте Л.И. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DC111E2A-E964-4BBB-B69B-091EF07F890A
Л1.2 Баулина М.Е. Нейропсихология: учебник ВЛАДОС, 2018 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906992833.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Нейропсихология https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2757
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.