МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Музеи под открытым небом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Музеи под открытым небом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017г. №1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомить студентов с общими и особенными направлениями деятельности музеев под открытым небом, как динамично развивающейся категории музейных учреждений, обеспечивающей сохранение и развитие историко-культурного и природного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способность осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю создания, этапы эволюции и подходы современных исследователей к классификации музеев под открытым небом, методы их комплектования
3.2.Уметь:
3.2.1.- характеризовать структуру, основные направления деятельности, особенности формирования собраний крупных музеев под открытым небом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
- способностью применять теоретические знания о музеях под открытым небом в работе с коллекциями, объектами культурного наследия в дальнейшей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История возникновения музеев под открытым небом
1.1. Первые музеи под открытым небом в Европе Лекции 6 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.2. Первые музеи под открытым небом в Европе. История развития Скансена в XX в. Сам. работа 6 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.3. История создания первых отечественных музеев под открытым небом Лекции 6 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. История создания первых отечественных музеев под открытым небом Сам. работа 6 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Разнообразие современных музеев под открытым небом. Основные типы, общее и особенное в направлениях их деятельности
2.1. Опыт деятельности зарубежных музеев под открытым небом. Деятельность в XX в. и современные направления развития зарубежных музеев под открытым небом Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.1
2.2. Опыт деятельности зарубежных музеев под открытым небом Практические 6 4 ПК-2 Л1.1
2.3. Московский государственный объединенный музей-заповедник Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.2
2.4. Московский государственный объединенный музей-заповедник Практические 6 2 ПК-2 Л1.2
2.5. Проблема классификации музеев под открытым небом Лекции 6 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.6. Методические принципы устройства музеев под открытым небом Лекции 6 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.7. Работа Музеи деревянного зодчества Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.2, Л2.1
2.8. Музеи-усадьбы Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.1
2.9. Музеи-усадьбы Практические 6 2 ПК-2 Л1.1
2.10. Научно-технические и производственные музеи-заповедники Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.1
2.11. Научно-технические и производственные музеи-заповедники Практические 6 2 ПК-2 Л1.1
2.12. Литературно-мемориальные музеи-заповедники Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.1
2.13. Литературно-мемориальные музеи-заповедники Практические 6 2 ПК-2 Л1.1
2.14. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.2
2.15. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» Практические 6 2 ПК-2 Л1.2
2.16. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.2
2.17. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» Практические 6 2 ПК-2 Л1.2
2.18. Государственные художественно-архитектурные дворцово-парковые музеи-заповедники в окрестностях Санкт-Петербурга Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.1
2.19. Государственные художественно-архитектурные дворцово-парковые музеи-заповедники в окрестностях Санкт-Петербурга Практические 6 4 ПК-2 Л1.1
2.20. Историко-архитектурные и художественные музеи-заповедники Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.1
2.21. Историко-архитектурные и художественные музеи-заповедники Практические 6 2 ПК-2 Л1.1
2.22. Комплексные историко-культурные и природные музеи-заповедники Сам. работа 6 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.23. Комплексные историко-культурные и природные музеи-заповедники Практические 6 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы к экзамену:
1. Предпосылки и причины создания первых европейских музеев под открытым небом.
2. Скансен: история создания, развитие и современное состояние.
3. История создания и опыт деятельности музеев под открытым небом в Североевропейских странах (Швеции, Норвегии, Нидерландах) в конце XIX – начале XX в.
4. История создания и опыт деятельности музеев под открытым небом в Североевропейских странах (Дании, Финляндии, Германии) в конце XIX – начале XX в.
5. Состояние сети европейских музеев под открытым небом в 1918–1958 гг.
6. Деятельность зарубежные музеи под открытым небом на современном этапе.
7. Летний сад в Санкт-Петербурге – праобраз музея под открытым небом.
8. История формирования Музея под открытым небом в Коломенском.
9. История создания и основные направления деятельности Московского государственного объединенного музея-заповедника на примере «Дворцово-паркового ансамбля Лефортово» и «Объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника “Коломенское”».
10. История создания и основные направления деятельности Московского государственного объединенного музея-заповедника на примере усадебного ансамбля Люблино и архитектурного комплекса Измайлово.
11. Музей-заповедник «”Усадьба Мураново” им. Ф.И. Тютчева».
12. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна”».
13. Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново».
14. История формирования и современные направления деятельности Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
15. Музейно-парковый комплекс под открытым небом – структурного подразделения ОАО «АвтоВАЗ» (Паркового комплекса истории техники им. К.А. Сахарова).
16. Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», филиал Новгородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Новгород);
17. Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Архангельская область;
18. Нижнесинячихинский музей деревянного зодчества, Екатеринбургская область;
19. Музей народной архитектуры и крестьянского быта, филиал Костромского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника.
20. История формирования Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи».
21. Современные направления деятельности Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи».
22. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова: история формирования и современное состояние.
23. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха»: история формирования и современное состояние.
24. История формирования и опыт деятельности государственного музея-заповедника С.А. Есенина.
25. История формирования и современного состояние государственного музея-заповедника М.А. Шолохова.
26. История формирования Государственного объединенного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Характеристика музейных объектов в Гусь-Хрустальном, Боголюбове, Кидекше, Муранове.
27. Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Музейный комплекс в Суздале.
28. Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Музейный комплекс во Владимире.
29. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: история формирования и направления современной деятельности.
30. История создания Государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
31. Состав объектов и экспозиций Государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
32. Современные направления деятельности Государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
33. Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»: история создания и опыт деятельности.
34. Проблемы классификации музеев под открытым небом.
35. История создания и современные направления работы Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
36. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: история формирования и современное состояние
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Структура и основные направления деятельности Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи».
2. Объекты историко-культурного наследия и коллекции Государственного музея-заповедника С.А. Есенина.
3. Объекты историко-культурного наследия Музея деревянного зодчества «Объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника “Коломенское”».
4. Объекты историко-культурного наследия в составе Государственного объединенного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
5. Коллекции и раритеты Государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
6. Особенности работы с посетителями в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А.П. Чехова и Государственном мемориальном и природном заповед-нике «Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна”».
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Назовите предпосылки и причины создания первых скандинавских музеев под открытым небом.
2. Оцените вклад А. Хазелиуса в формирование нового типа музея.
3. Рассмотрите опыт деятельности шведского музея Скансен.
4. Укажите основные категории музеев под открытым небом.
5. Оцените деятельность европейских музеев под открытым небом на современном этапе.
6. Перечислите группы музеев под открытым небом, выделяемые отечественными исследователя на основе доминирующего вида памятников. Приведите примеры музеев.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Глушкова П.В., Кимеев В.М. Музеи под открытым небом: учебное пособие , Кемеров. гос. ин-т культуры biblioclub.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Этнографические музеи России: учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Севан О. Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества: Прогресс традиция, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мильчик М.И. Деревянного зодчество России: проблемы спасения [Электронный ресурс]. URL:http://art-con.ru/node/949
Э2 Музей-заповедник «Усадьба Мураново» им. Ф.И. Тютчева». мuranovo-museum.ru
Э3 Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново» bolotova.wox.ru
Э4 Портал Музеи России museum.ru
Э5 Музеи России на портале Культура России www.culture.ru
Э6 Российская музейная энциклопедия www.museum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Мильчик М.И. Деревянного зодчество России: проблемы спасения [Электронный ресурс]. URL:http://art-con.ru/node/949
Музей-заповедник «Усадьба Мураново» им. Ф.И. Тютчева». мuranovo-museum.ru
Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново» bolotova.wox.ru
Портал Музеи России http://museum.ru
Музеи России на портале Культура России http://www.culture.ru/museums

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическим занятиям, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практических занятий, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену. Работа практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Студент частично изучил указанную литературу и источники.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Обозначенные практические задания и письменные работы выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы дисциплины. Ответы на письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются.
К экзамену допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все представленные задания, не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий.
Экзамен призван оценить работу студента-бакалавра по дисциплине, выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы. В билет включены два теоретический вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.