МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Работа с замещающими семьями

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Доцент, Колпакова Н.В.

Рецензент(ы):
д-р психол. наук, проф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Работа с замещающими семьями

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление об особенностях организации работы с замещающими семьями

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-30 способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности организации работы с замещающими семьями
3.2.Уметь:
3.2.1.устанавливать причины отклоняющегося поведения, дезадаптации, кризиса ребенка, социального неблагополучия в замещающих семьях, консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оказания помощи замещающей семье

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Основы законодательства в области устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Лекции 5 1 ПК-10, ПК-30
1.2. Основы законодательства в области устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Практические 5 1 ПК-10, ПК-30
1.3. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей Лекции 5 1 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.4, Л1.7
1.4. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей Практические 5 1 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.1, Л1.7, Л2.3
1.5. Представление о семье как развивающейся системе Лекции 5 1 ПК-10, ПК-30 Л2.4, Л2.1, Л2.6, Л1.7
1.6. Представление о семье как развивающейся системе Практические 5 0,5 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.4, Л2.1, Л2.6
1.7. Адаптация ребенка в замещающей семье Практические 5 0,5 ПК-10, ПК-30 Л2.1, Л2.6, Л1.6
1.8. Практические аспекты сопровождения замещающих семей Практические 5 0,5 ПК-10, ПК-30 Л2.5, Л2.2, Л1.5
1.9. Адаптация ребенка в замещающей семье Лекции 5 1 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.1, Л2.6, Л2.3
1.10. Система помощи замещающей семье Практические 5 0,5 ПК-10, ПК-30 Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.3
1.11. Система помощи замещающей семье Сам. работа 5 30 ПК-10, ПК-30 Л2.6, Л1.6
Раздел 2. Практикум по сопровождению замещающих семей
2.1. Решение практических задач Сам. работа 5 30 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Л. Кокоренко, Н. Ю. Кучукова, И. Ю. Маргошина Социальная работа с детьми и подростками: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2011
Л1.2 Под редакцией Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие М.: Дашков и Ко // ЭБС. "Университетская библиотека онлайн.//http://www.biblioclub.ru, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961
Л1.3 Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 biblio-online.ru
Л1.4 Е. И. Холостова Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие М.: Дашков и К, 2017 biblioclub.ru
Л1.5 Е. И. Холостова Социальная работа: учеб. пособие М.: Дашков и К°, 2008
Л1.6 Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,, 2017 biblioclub.ru
Л1.7 Григорьева И.А. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Якушев Социальная защита и социальная работа: М.: А-Приор, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56374
Л2.2 Холостова Е.И. Социальная работа и социальная сплоченность общества: учеб. пособие М.:, 2018 biblioclub.ru
Л2.3 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
Л2.4 Е.И. Холостова Социальная работа : М.: Дашков и Ко, 2012
Л2.5 Н. Ф. Дементьева, Л. И. Старовойтова Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.6 Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных занятий, ведение конспектов лекций, применение информации, полученной на лекциях при подготовке домашних заданий, творческих заданий по предмету.
2. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
4. При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 10 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к промежуточной аттестации.