МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нейропсихология детского возраста
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Шахмаева Ирина Николаевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, КУзьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Нейропсихология детского возраста

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с основными теоретическими положениями отечественной и зарубежной нейропсихологии детского возраста, с принципами и методами нейропсихологического обследования детей в отечественной и зарубежной нейропсихологии, а также изучение взаимосвязи между формированием психических функций и созреванием мозга в нормальном онтогенезе и при локальных повреждениях мозга и иных расстройствах органического генеза.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
ПК-4: способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях
ПК-5: способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- описание результатов психодиагностического обследования,
- основные понятия психологии аномального развития;
- основные понятия психодиагностики, математической статистики, смысл выдвигаемых психодиагностических и статистических гипотез и процедур, направленных на их проверку;
-закономерности психического развития человека в онтогенезе и при нарушении в развитии (дизонтогенезе);
-основные направления психологической диагностики и психологической помощи при различных формах нарушения развития.
- закономерности созревания разных отделов мозга и их взаимосвязь с формированием ВПФ;
- основные нейропсихологические методы диагностики детей дошкольного и школьного возраста;
- основные принципы проведения нейропсихологического обследования детей;
- основные нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.- обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях;
- практически применять основные психодиагностические методики умственного и личностного развития для различных возрастных групп;
- описывать результаты психодиагностического обследования
- на основании диагностируемых феноменов определять основные нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития;
- на основании полученных при нейропсихологическом обследовании данных, составлять нейропсихологическое заключение;
- на основании принципов коррекционно-развивающего обучения планировать коррекционно-развивающие занятия

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками составления программы психодиагностического обследования, организацией психодиагностического обследования,
- основными нейропсихологическими методами диагностики развития детей дошкольного и школьного возраста.
- составлением экспертного заключения по результатам психодиагностического обследования
-навыками взаимодействия со специалистами лечебных и образовательных учреждений в связи с решением задач психологической помощи ребенку и семье.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы и эмпирический базис нейропсихологии детского возраста.
1.1. Нейропсихология детского возраста: история развития, основные понятия Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Структурно-функциональное созревание и организация мозга как базис развития ВПФ. Лекции 7 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Концептуальный аппарат нейропсихологии детского возраста:теория трех функциональных блоков по Лурия А.Р Лабораторные 7 4 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Структурно-функциональное созревание и организация мозга как базис развития ВПФ. Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Нейропсихологические закономерности онтогенеза психической деятельности. Проблема становления подкорково-корковых функциональных и межполушарных функциональных отношений Сам. работа 7 8 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Нейропсихологический синдромный анализ индивидуальных различий.
2.1. Нейропсихологический синдромный анализ индивидуальных различий: подход Семенович А.В Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Нейропсихологический синдромный анализ: подход Цветковой Л.С. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Нейропсихологический синдромный анализ индивидуальных различий: подход Семенович А.В Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Нейропсихологический синдромный анализ: подход Цветковой Л.С. Сам. работа 7 6 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Нейропсихологический синдромный анализ Сам. работа 7 8 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Прикладные аспекты нейропсихологии детского возраста.
3.1. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте. Лекции 7 4 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Нарушение речевых и перцептивных функций при органических поражениях головного мозга. Лекции 7 4 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Нарушение психических функций при отдельных соматических и психических заболеваниях, методы их коррекции. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Нейропсихология детского возраста в условиях школы. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте: подходы Цветковой Л.С. и Глозман Ж.М. Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте: подходы Семенович А.В. и Ахутиной Т.В Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Нейропсихологические программы экспресс-диагностики: Диакор, Лурия - 90 Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Нарушение речевых и перцептивных функций при органических поражениях головного мозга Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.9. Нарушение психических функций при отдельных соматических и психических заболеваниях. Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.10. Нейропсихология детского возраста в условиях школы. Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.11. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: подход Семенович А.В. Лабораторные 7 1 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.12. Нейропсихологическая коррекция: подход Глозман Ж.М., Ахутиной Т.В., Цветковой Л.С. Лабораторные 7 1 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.13. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте Сам. работа 7 6 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.14. Методы экспресс-диагностики Сам. работа 7 6 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.15. Направления работы нейропсихолога в условиях школы Сам. работа 7 5 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.16. Экзамен Экзамен 7 27 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Специфика использования основных понятий нейропсихологии «функция», «локализация», «симптом», «синдром», «фактор», «синдромный анализ» в нейропсихологии детского возраста.
2. Морфофункциональное созревание функциональных блоков мозга в онтогенезе.
3. Закономерности созревания височных, затылочных, теменных, лобных и диэнцефальных отделов мозга.
4. Специфика нарушений речевой сферы при поражении левого, правого полушарий
5. Нарушение речевой и перцептивной сферы при поражении диэнцефальных структур.
6. Типология пространственных представлений и их нарушения у детей.
7. Особенности нарушения перцептивной сферы при поражении правого, левого полушарий.
8. Методы нейропсихологического исследования пространственных представлений у детей. Возрастные нормы.
9. Общая характеристика процедуры нейропсихологического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
10. Методы экспресс-диагностики: Лурия -90 (Симерницкая Э.Г.)
11. Методы экспресс-диагностики: «Диакор» (Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В.)
12. Диагностика развития зрительно-вербальных функций (Ахутина Т.В., Пылаева Н.М.)
13. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте: подход Цветковой Л.С.
14. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте: подход Глозман Ж.М.
15. Синдром функциональной несформированности лобных отделов мозга.
16. Синдром функциональной несформированности левой височной области.
17. Синдром функциональной несформированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела).
18. Синдром функциональной несформированности правого полушария мозга.
19. Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований (базальных ядер) мозга.
20. Синдром функциональной дефицитарности стволовых образований мозга – дисгенетический синдром.
21. Левшество как один из вариантов индивидуального развития.
22. Нарушение психических функций при эпилепсии.
23. Нарушения развития: дислексии, дисграфии, дискалькулии. Краткая характеристика.
24. Нарушения развития: аутистическое расстройство. Нейропсихологичсекий анализ.
25. Нарушения поведения: синдром гиперактивности и дефицита внимания.
26. Основные направления работы нейропсихолога в школе. Нейропсихологический подход к оценке готовности к школе.
27. Основные принципы коррекционно-развивающего обучения.
28. Основные направления коррекционно-развивающего обучения. Метод замещающего онтогенеза (Семенович А.В.)
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корсакова Н.К., Московичуте Л.И. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DC111E2A-E964-4BBB-B69B-091EF07F890A
Л1.2 Глозман Ж.М. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/4B34E70E-3D94-4C15-A76E-95715FD3046E
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Астапов В. М., Микадзе Ю. В. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ. СТРОЕНИЕ И НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. АТЛАС 9-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/CD198D7D-34DE-4117-AE12-E8EF613784C4
Л2.2 Баулина М.Е. Нейропсихология: учебник ВЛАДОС, 2018 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906992833.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Нейропсихология детского возраста https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6622
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.