МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология зависимости

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
К.психол. наук, Доцент, Даренских Светлана Сергеевна

Рецензент(ы):
Д.психол.н., Зав.кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология зависимости

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
• обеспечить комплексное представление о социальных, психологических и биологических изменениях, происходящих в процессе формирования психологической зависимости. Представить социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления лиц с психологической аддикцией.
• представить анализ социально-психологических изменений, связанных с психологической аддикцией.

Задачи курса:

• рассмотреть теоретико-методологические основы психологии аддикций, основы психокоррекционной работы с лицами с психологической аддикцией;
• рассмотреть основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ. психологические характеристики представителей с разными типами психологических аддикций;
• получить знания об основных путях профилактики аддиктивного поведения, а также лечения и реабилитации лиц с аддиктивными расстройствами; об основных путях законодательного егулирования распространения наркотизма среди молодежи;
• освоить особенности профилактической работы с лицами с психологической аддикцией;
• должны приобрести навыки основных стратегий поведения при подозрении на употребление аддиктивных веществ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.2 способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
ПСК-4.5 способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О научных подходах в области «Психологии зависимости» на основе междисциплинарного подхода, сочетающего элементы социологического, психологического и биологического анализа.
3.2.Уметь:
3.2.1.• должны знать основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ;
• должны знать основные признаки аддиктивного поведения, явные и скрытые свойства аддиктивных веществ, последствия употребления основных классов аддиктивных веществ
• должны уметь самостоятельно распознавать проявления зависимости, должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков сопротивления групповому давлению в ситуациях употребления аддиктивных веществ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Профилактической работы аддиктивного поведения.
Должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков безопасного сосуществования с потребителями аддиктивных веществ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология аддикций.
1.1. Аддиктивное поведение как форма девиации. Лекции 9 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.2. Теории аддиктивного поведения. Лекции 9 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.3. Возрастные факторы риска. Роль семьи и образования в возникновении и развитии аддиктивного поведения Сам. работа 9 10 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
1.4. Трудоголизм, пищевая зависимость, ониомания, гемблинг Практические 9 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.5 Л2.1, Л1.1
1.5. Технологическая зависимость, интернет зависимость, как формы аддиктивного поведения. Лекции 9 4 ПК-10, ПСК-4.2 Л2.1, Л1.1
1.6. Социально-психологические факторы аддиктивного поведения. Сам. работа 9 10 ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.7. Интернет-зависимость, компьютерная зависимость Практические 9 2 ПК-9, ПК-12, ПСК-4.5 Л2.1, Л1.1
1.8. Химическая зависимость как биопсихосоциальное явление, ее природа и закономерности формирования Лекции 9 2 ПК-9, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
1.9. Явные и скрытые свойства аддиктивных веществ. Практические 9 2 ПК-12, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
1.10. Современная классификация аддиктивных расстройств (МКБ-10). Сам. работа 9 10 ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2 Л2.1, Л1.1
1.11. Зависимость от наркотиков и других психоактивных веществ Лекции 9 2 ПК-10, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.12. Особенности распространения наркотиков среди молодёжи. Медицинские, психологические и социальные аспекты проблемы наркотизации населения. Практические 9 2 ПСК-4.2, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
1.13. Физиологические и психические последствия вследствие злоупотребления наркотиками и психотропными веществами. Практические 9 2 ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.14. Особенности традиционных способов профилактики наркомании, их недостаточная эффективность. Сам. работа 9 10 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2 Л2.1, Л1.1
1.15. Зависимость от алкоголя. Практические 9 2 ПК-9, ПК-10, ПК-12 Л1.1
1.16. Причины и условия, которые оказывают содействие употреблению алкоголю. Практические 9 2 ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.1, Л1.1
1.17. Зависимость от табачных изделий. Влияние табакокурения на организм. Практические 9 2 ПК-10, ПСК-4.1 Л1.1
1.18. Созависимость Лекции 9 2 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5 Л2.1, Л1.1
1.19. Копирующее поведение и реакция отрицательной имитации. Как избавится от созависимости. Сам. работа 9 13 ПК-9, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.20. Социальные и юридические аспекты употребления аддиктивных веществ. Практические 9 2 ПК-11, ПСК-4.2 Л2.1, Л1.1
1.21. Жизнь в одной семье с зависимым человеком Практические 9 1 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
1.22. Виктимологическая характеристика лиц, употребляющих аддиктивные вещества. Сам. работа 9 14 ПК-9, ПК-12, ПСК-4.5 Л2.1, Л1.1
1.23. Особенности профилактики в области химической зависимости Сам. работа 9 14 ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
1.24. Работа с различными категориями и группами населения: предупреждение адиктивного поведения граждан, реадаптация в обществе лиц, которые употребляют адиктивные вещества. Практические 9 1 ПК-9, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.25. Альтернативы употреблению аддиктивных веществ. Практические 9 1 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.26. Зависимость от сексуальных отношений. Религиозный фанатизм. Практические 9 1 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.5 Л2.1, Л1.1
1.27. Итоговая аттестация по дисциплине Экзамен 9 27 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 [сост. К. В. Сельченок] Психология зависимости: хрестоматия ХАРВЕСТ, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 Курс в Moodle " Психология зависимости " portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
• http://www.biblioclub.ru/
• http://e.lanbook.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки заданий по данной дисциплине придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
1. Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
2. Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию.
3. Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
4. Запоминайте фамилии ведущих психологов и даты.
5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов.
6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников.
7. Изучайте первоисточники.
8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
10. Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.
11. При подготовке доклада студенту рекомендуется:
Составить план выступления;
При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
Время доклада 10 минут;
После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
Приветствуется использование электронной презентации;
Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.