МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы музыкального менеджмента

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 72 72 45 45 117 117
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.филос.наук, Доцент, Галкина А.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы музыкального менеджмента

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых знаний об особенностях и закономерностях управления организациями в музыкальной сфере, умений и навыков самоорганизации и самообразования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 готовностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о роли музыканта-профессионала и значении его деятельности в социуме
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональной речью
искусством творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные функции музыкального менеджмента
1.1. Планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Генеральный директор и художественный руководитель: полномочия и сфера ответственности. Лекции 7 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Генеральный директор и художественный руководитель: полномочия и сфера ответственности. Практические 7 4 Л2.1, Л1.1
1.3. Планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Генеральный директор и художественный руководитель: полномочия и сфера ответственности. Сам. работа 7 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Классификации функций управления
2.1. Планирование, организация, распорядительство (административное командование), мотивация труда, руководство и координация действий отдельных исполнителей, контроль деятельности, оценка и корректировка принятых решений, подбор исполнителей и заключение контрактов. Сам. работа 7 12 Л2.1, Л1.1
2.2. Планирование, организация, распорядительство (административное командование), мотивация труда, руководство и координация действий отдельных исполнителей, контроль деятельности, оценка и корректировка принятых решений, подбор исполнителей и заключение контрактов. Практические 7 4 Л2.1, Л1.1
2.3. Планирование, организация, распорядительство (административное командование), мотивация труда, руководство и координация действий отдельных исполнителей, контроль деятельности, оценка и корректировка принятых решений, подбор исполнителей и заключение контрактов. Лекции 7 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Системное управление развитием учреждения музыкального искусства и образования
3.1. Этапы развития стратегического управления: стратегия организации, стратегическое управление, стратегический маркетинг. Компоненты системы: цели, задачи, стратегия, структура, ресурсы, технология, люди. Виды управленческой практики: организация, анализ, проектирование, исследование. Сам. работа 7 24 Л2.1, Л1.1
3.2. Этапы развития стратегического управления: стратегия организации, стратегическое управление, стратегический маркетинг. Компоненты системы: цели, задачи, стратегия, структура, ресурсы, технология, люди. Виды управленческой практики: организация, анализ, проектирование, исследование. Практические 7 4 Л2.1, Л1.1
3.3. Этапы развития стратегического управления: стратегия организации, стратегическое управление, стратегический маркетинг. Компоненты системы: цели, задачи, стратегия, структура, ресурсы, технология, люди. Виды управленческой практики: организация, анализ, проектирование, исследование. Лекции 7 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Типы и виды учреждений музыкального искусства и образования. Их особенности как объектов управления
4.1. Условия жизнедеятельности учреждений образования и культуры. Внешняя среда учреждения. Особенности организационной структуры в зависимости от типа, вида и размера учреждения. Сам. работа 7 24 Л2.1, Л1.1
4.2. Условия жизнедеятельности учреждений образования и культуры. Внешняя среда учреждения. Особенности организационной структуры в зависимости от типа, вида и размера учреждения. Практические 7 6 Л2.1, Л1.1
4.3. Условия жизнедеятельности учреждений образования и культуры. Внешняя среда учреждения. Особенности организационной структуры в зависимости от типа, вида и размера учреждения. Лекции 7 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Социально-психологические основы управления коллективом
5.1. Социально-психологические параметры коллектива как сложившейся группы: структура, нормы, сплоченность. Система управления персоналом: задачи, принципы построения. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Социально-психологические параметры коллектива как сложившейся группы: структура, нормы, сплоченность. Система управления персоналом: задачи, принципы построения. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
5.3. Социально-психологические параметры коллектива как сложившейся группы: структура, нормы, сплоченность. Система управления персоналом: задачи, принципы построения. Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Менеджмент учреждений музыкального образования
6.1. Образовательное учреждение как открытая система. Взаимодействие учреждения с внешней средой. Планирование образовательного процесса. Управление содержанием и качеством образования. Понятие и структура образовательного стандарта. Образовательная программа и учебный план ОУ. Управление содержанием и качеством образования в сфере искусства. Контроль знаний, умений, навыков и уровня развития учащихся как специфическая управленческая деятельность. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
6.2. Образовательное учреждение как открытая система. Взаимодействие учреждения с внешней средой. Планирование образовательного процесса. Управление содержанием и качеством образования. Понятие и структура образовательного стандарта. Образовательная программа и учебный план ОУ. Управление содержанием и качеством образования в сфере искусства. Контроль знаний, умений, навыков и уровня развития учащихся как специфическая управленческая деятельность. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
6.3. Образовательное учреждение как открытая система. Взаимодействие учреждения с внешней средой. Планирование образовательного процесса. Управление содержанием и качеством образования. Понятие и структура образовательного стандарта. Образовательная программа и учебный план ОУ. Управление содержанием и качеством образования в сфере искусства. Контроль знаний, умений, навыков и уровня развития учащихся как специфическая управленческая деятельность. Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Концертный менеджмент
7.1. Управление творческим проектом в сфере музыкального искусства. Сферы применения проектов: коммерческие, некоммерческие проекты. Проблема музыкального менеджмента: механизмы поддержки в неприбыльных сферах. Публика как социальная общность и ее специфика. Психологические ориентиры публики. Репертуарная политика концертной организации. Режиссура концертных программ. Себестоимость культурных услуг. Ценообразование в концертной деятельности. Менеджмент музыкальных продуктов в средствах массовых коммуникаций: телевидение, радиовещание, интернет-вещание. Анализ культурной ситуации в регионе (городе). Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
7.2. Управление творческим проектом в сфере музыкального искусства. Сферы применения проектов: коммерческие, некоммерческие проекты. Проблема музыкального менеджмента: механизмы поддержки в неприбыльных сферах. Публика как социальная общность и ее специфика. Психологические ориентиры публики. Репертуарная политика концертной организации. Режиссура концертных программ. Себестоимость культурных услуг. Ценообразование в концертной деятельности. Менеджмент музыкальных продуктов в средствах массовых коммуникаций: телевидение, радиовещание, интернет-вещание. Анализ культурной ситуации в регионе (городе). Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
7.3. Управление творческим проектом в сфере музыкального искусства. Сферы применения проектов: коммерческие, некоммерческие проекты. Проблема музыкального менеджмента: механизмы поддержки в неприбыльных сферах. Публика как социальная общность и ее специфика. Психологические ориентиры публики. Репертуарная политика концертной организации. Режиссура концертных программ. Себестоимость культурных услуг. Ценообразование в концертной деятельности. Менеджмент музыкальных продуктов в средствах массовых коммуникаций: телевидение, радиовещание, интернет-вещание. Анализ культурной ситуации в регионе (городе). Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Менеджмент фестиваля (конкурса)
8.1. Фестивальная команда: оргкомитет и волонтеры. Распределение функций, уровни руководства. Информационное обеспечение (разработка буклетов и программок, реклама, работа со СМИ, создание информационных поводов и событий). Фестиваль как уникальное событие. Формирование брэнда. Репутация фестиваля как стратегический ресурс. Пресс-служба фестиваля. Роль прессы в формировании репутации фестиваля. Принципы отбора участников. Выбор площадок. Музыкальные конкурсы как эффективный инструмент продвижения артиста (коллектива). Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1
8.2. Фестивальная команда: оргкомитет и волонтеры. Распределение функций, уровни руководства. Информационное обеспечение (разработка буклетов и программок, реклама, работа со СМИ, создание информационных поводов и событий). Фестиваль как уникальное событие. Формирование брэнда. Репутация фестиваля как стратегический ресурс. Пресс-служба фестиваля. Роль прессы в формировании репутации фестиваля. Принципы отбора участников. Выбор площадок. Музыкальные конкурсы как эффективный инструмент продвижения артиста (коллектива). Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
8.3. Фестивальная команда: оргкомитет и волонтеры. Распределение функций, уровни руководства. Информационное обеспечение (разработка буклетов и программок, реклама, работа со СМИ, создание информационных поводов и событий). Фестиваль как уникальное событие. Формирование брэнда. Репутация фестиваля как стратегический ресурс. Пресс-служба фестиваля. Роль прессы в формировании репутации фестиваля. Принципы отбора участников. Выбор площадок. Музыкальные конкурсы как эффективный инструмент продвижения артиста (коллектива). Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Продюсер как автор идеи проекта
9.1. Креативность и лидерство. Составляющие работы продюсера: разработка концепции, менеджмент проекта, PR- кампания, маркетинговые технологии, финансовое обеспечение, творческие функции. Роли продюсера: креативный директор, руководитель, предприниматель, информационный агент, прогнозист. Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1
9.2. Креативность и лидерство. Составляющие работы продюсера: разработка концепции, менеджмент проекта, PR- кампания, маркетинговые технологии, финансовое обеспечение, творческие функции. Роли продюсера: креативный директор, руководитель, предприниматель, информационный агент, прогнозист. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
9.3. Креативность и лидерство. Составляющие работы продюсера: разработка концепции, менеджмент проекта, PR- кампания, маркетинговые технологии, финансовое обеспечение, творческие функции. Роли продюсера: креативный директор, руководитель, предприниматель, информационный агент, прогнозист. Сам. работа 8 5 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Управление творческим проектом
10.1. Формальное управление проектом: экономические (гонорара, премирование заработная плата) и организационные (заключение контракта, регламент взаимодействия), методы управления и стимулирования труда. Неформальное управление проектом: социально- психологические методы (убеждение, моральное стимулирование, личный пример и т.д.). Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1
10.2. Формальное управление проектом: экономические (гонорара, премирование заработная плата) и организационные (заключение контракта, регламент взаимодействия), методы управления и стимулирования труда. Неформальное управление проектом: социально- психологические методы (убеждение, моральное стимулирование, личный пример и т.д.). Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
10.3. Формальное управление проектом: экономические (гонорара, премирование заработная плата) и организационные (заключение контракта, регламент взаимодействия), методы управления и стимулирования труда. Неформальное управление проектом: социально- психологические методы (убеждение, моральное стимулирование, личный пример и т.д.). Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Афоничкин, А. И. Основы менеджмента : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/ACA1DFD7-E85F-4809-851F-207EBF9271F9
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА. Монография: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lookatme.ru/mag/how-to/jobs/196673-music-manager
Э2 http://www.lexamusic.com/artist-management/
Э3 http://www.twirpx.com/files/scst/management/
Э4 Курс "Основы музыкального менеджмента" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Основы музыкального менеджмента» направлена на формирование у будущих бакалавров организационно-управленческих знаний, умений, навыков как структурно- функционального компонента единой системы музыкально-педагогической профессии, позволяет сформировать всестороннюю готовность к многоплановой профессиональной деятельности в различных организациях, учреждениях, творческих коллективах.
В результате освоения данной дисциплины от студентов ожидается демонстрация ими: понимания основ управления в сфере культуры искусства и образования, методики и практики его реализации, видения основных закономерностей руководства творческим коллективом или образовательным учреждением; системного комплекса всесторонне сформированных организационно-управленческих знаний, умений, способностей, применяемых в научно-аналитической, учебной, исполнительской и педагогической практике в области музыкального искусства, культуры и образования; навыков самостоятельного анализа исторической, искусствоведческой, научно-методической, экономической, социологической литературы, составления программ, планов, разработки стратегий, творческих проектов, оперирования комплексами и отдельными методами и приемами обучения, воспитания и развития в процессе реализации организационно-управленческого опыта.
Самостоятельная работа студента является обязательной и основной формой самообразования.В рамках самостоятельной работы студент: осуществляет теоретическое изучение научно-методической, публицистической литературы и документации; осваивает информационные, мультимедийные технологии, компьютерное программное обеспечение; разрабатывает творческие и учебные проекты, подготавливает презентации, готовится к выступлениям на семинарах, научно-практических конференциях.
В результате самостоятельной работы у студента должен динамично совершенствоваться комплекс знаний, умений, навыков, способностей общекультурного, общеинтеллектуального, общепрофессионального, а также узкопрофессионального профильного характера.Контроль за процессом и результатами самостоятельной работы студента осуществляется преподавателем дисциплины;Результаты самостоятельной работы представляются на практических занятиях по дисциплине.