МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музеев Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История музеев Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017г. №1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - предоставить студентам необходимый объем знаний по истории создания, современном состоянии и перспективах дальнейшего функционирования музеев, действующих на территории Алтая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способность осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об истории становления и развития музеев Алтая в исторической динамике;
историю формирования собраний, основные раритетные экспонаты и особенности их представлений
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять, критически анализировать источники информации по истории музеев Алтая;
определять и характеризовать направления деятельности ведущих музеев Алтая;
характеризовать особенности фондовых собраний и перспективные направления деятельности по их развитию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оперирования полученными знаниями в дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения;
навыками оформления и представления изученного материала в различном виде;
способность использовать полученные знания по работе с музейными коллекциями, объектами культурного и природного наследия в дальнейшей профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Государственные музеи: история создания, основные этапы развития и опыт современной деятельности
1.1. Введение. Цели, задачи, особенности дисциплины. Обзор основной и дополнительной литературы Лекции 7 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.2. Алтайский государственный краеведческий музей: история создания и современное состояние Лекции 7 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.3. Барнаульский музеум в XIX в. Сам. работа 7 2 ПК-2 Л1.2
1.4. Деятельность музея Алтайского подъотдела ЗСО ИРГО в первые десятилетия XX в. Сам. работа 7 2 ПК-2 Л1.2
1.5. Алтайский краевой краеведческий музей в годы Великой отечественной войны Сам. работа 7 2 ПК-2 Л1.2
1.6. Личный вклад сотрудников в развитие Алтайского краеведческого музея Сам. работа 7 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.7. Личный вклад сотрудников в развитие Алтайского краеведческого музея Практические 7 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.8. Мемориальный музей М.Т. Калашникова в с. Курья Сам. работа 7 2 ПК-2 Л1.2
1.9. Государственный художественный музей Алтайского края Лекции 7 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.10. Культурно-образовательная деятельность Государственного художественного музея Алтайского края Сам. работа 7 8 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.11. Культурно-образовательная деятельность Государственного художественного музея Алтайского края Практические 7 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.12. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая Лекции 7 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.13. Особенности культурно-образовательная деятельности Государственного музей истории литературы, искусства и культуры Алтая Сам. работа 7 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.14. Особенности культурно-образовательная деятельности Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая Практические 7 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.15. Новые формы работы с музейной аудиторией в государсвенных музеях г. Барнаул Сам. работа 7 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.16. Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина Сам. работа 7 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.17. Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина Практические 7 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.18. Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова Лекции 7 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.19. Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова Сам. работа 7 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.20. Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина Сам. работа 7 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.21. Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина Практические 7 2 ПК-2 Л1.1
Раздел 2. Муниципальные, общественные, ведомственные и частные музеи Алтая
2.1. Муниципальные музеи Алтая Лекции 7 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.2. Муниципальные музеи Алтая Сам. работа 7 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.3. Муниципальные музеи Алтая Практические 7 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.4. Общественные и ведомственные музеи Алтая Сам. работа 7 8 ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.5. Общественные и ведомственные музеи Алтая Практические 7 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.6. Частные музеи и галереи в г. Барнауле. Новые музейные организации Лекции 7 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.7. Частные музеи в г. Барнауле. Новые музейные организации Сам. работа 7 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.8. Частные музеи в г. Барнауле. Новые музейные организации Практические 7 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Собирательская деятельность Ф.В. Геблера, П.К. Фролова и основание Барнаульского музея.
2. Коллекции Барнаульского музея по описаниям К. Ледебура, Ф. Геблера и автора «Любопытного письма из Сибири. Барнаул, 8 сентября 1826 г.».
3. Комплектование, учет и демонстрация коллекций Барнаульского музея в 1840 – 1900-е гг.
4. Деятельность музея при Алтайском подотделе Западно-Сибирского отдела Русского географического общества в 1918–1919 гг.
5. Научно-исследовательская и просветительская деятельность Барнаульского окружного естественно-исторического музея в 1925–1930-м гг.
6. Основные направления деятельности Барнаульского музея в 1930-е гг.
7. Работа Алтайского краевого краеведческого музея в годы Великой Отечественной войны.
8. Научно-исследовательская, издательская, экспозиционная деятельность Алтайского краевого краеведческого музея в 1946–1960-е гг.
9. Основные направления деятельности Алтайского краевого краеведческого музея в 1970–1990-е гг.
10. История создания Алтайского краевого музея изобразительных и прикладных искусств и проблема комплектования основного фонда в 1959–1993 гг.
11. Научно-исследовательская и выставочная деятельность Алтайского краевого музея изобразительных и прикладных искусств в 1959–1993 гг.
12. Деятельность Государственного художественного музея Алтайского края в 1993–2000-е гг.
13. Алтайский государственный мемориальный музей им. Г.С. Титова. Перспективы развития.
14. История создания Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтайского края, формирование фондов.
15. Особенности научно-исследовательской и просветительской деятельности Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтайского края.
16. История создания и деятельность музея В.М. Шукшина в с. Сростки (1974–1992 гг.).
17. Экспозиции в главном здании Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина.
18. Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина: экспозиции в «Доме-музее матери» и «Доме, где прошли детские и юношеские годы В.М. Шукшина».
19. Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина. Перспективы развития.
20. История создания и современное состояние Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки.
21. Особенности деятельности Музея истории развития горнорудного производства им. А.Н. Демидова в г. Змеиногорске.
22. Музей истории камнерезного дела на Алтае в с. Колывань.
23. «Музей «Город»»: история создания, перспективы развития.
24. Основные проблемы в деятельности ведомственных музеев.
25. Общественные музейные учреждения в г. Барнауле.
26. Частные музеи и картинные галереи в г. Барнауле.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов
1. Этапы становления музея Г.С. Титова в с. Полковниково (до 2002 г.).
2. История деятельности «Государственного мемориального музея Г.С. Титова» в 2002-2011 гг.
3. Коллекции и раритетные экспонаты «Государственного мемориального музея Г.С. Титова».
4. Современная экспозиция и выставочные проекты «Государственного мемориального музея Г.С. Титова».
5. Культурно-образовательная деятельность «Государственного мемориального музея Г.С. Титова».
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Назовите мемориальные предметы в собрании Алтайского государственного краеведческого музея, связанные с жизнью и деятельностью Ф.В. Геблера.
2. Назовите разделы экспозиции Мемориального музея М.Т. Калашникова в с. Курья.
3. Оцените вклад А.П. Уманского в развитие музейного дела Алтая.
4. Ознакомьтесь с содержанием статьи Ермаковой Л.И. Музей в годы Великой отечественной войны // Алтайский сборник. Барнаул, 1993. Вып. XVII. С. 43–52.
Назовите: 1) Какие нормативные документы регламентировали работу Алтайского краевого краеведческого музея в годы Великой отечественной войны; 2) Основные направления деятельности музея в военное время; 3) Особенности пополнения коллекций музея.
Полный перечень практических заданий для самостоятельной работы студентов размещен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=688&notifyeditingon=1

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черняева, И.В. Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв. : монография Изд-во АлтГУ , 2013 elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/129/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
Л1.2 Тишкин А.А., Тишкина Т.В. История музеев Алтая: учебное пособие в 2 ч. Ч.1. Изд-во Алт. ун-та, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 [отв. ред. А. А. Тишкин, А. Г. Редькин] Вопросы интеграции историко-культурного наследия в развитие сферы туризма: материалы II науч.-практ. конф., Барнаул, 16-17 октября 2014 г. Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Алтайский государственный краеведческий музей[Электронные ресурсы] www.agkm.ru
Э2 Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина [Электронный ресурс] www.shukshin.museum.ru
Э3 Музей истории литературы, искусства и культуры Алтая [Электронный ресурс] www.gmilika.ru
Э4 Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина [Электронный ресурс] www.museum.ru
Э5 Полковниковский музей космонавтики им. Г.С.Титова [Электронный ресурс]. www.museum.ru
Э6 Государственный художественный музей Алтайского края [Электронный ресурс] muzei.ab.ru
Э7 Портал "Музеи России" www.museum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=43515 В нем представлены материалы, тематически сгруппированные по разделам дисциплины.
Обозначенные практические задания выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы дисциплины. Ответы на задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Студентам рекомендуется выполнить работу заново и направить преподавателю на проверку. Задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не засчитываются, как удовлетворительные и должны быть доработаны автором.
Для подготовки доклада из приведенного перечня выберите тему. Ознакомьтесь с содержанием программы дисциплины. Используя указанную литературу, составьте доклад (5–6 печатных листов, шрифт 14 Times New Roman, формат документа Word), подготовьтесь к публичному представлению доклада, выполните 8–10 слайдов. На последнем слайде укажите список использованной литературы и источников. Время выступления 10 минут.
К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией
На зачетное занятие допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 20 минут.