Раздел 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания |
1.1. |
Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность»,
«этикет». Место профессиональной этики в системе прикладного этического знания. Происхождение профессиональной этики. Виды профессиональной этики. Специфика профессиональной этики в разные исторические периоды. Предмет и задачи профессиональной этики преподавателя и работника культуры. Методы исследования в профессиональной этике.
|
Лекции |
7 |
2 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.2. |
Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность»,
«этикет». Место профессиональной этики в системе прикладного этического знания. Происхождение профессиональной этики. Виды профессиональной этики. Специфика профессиональной этики в разные исторические периоды. Предмет и задачи профессиональной этики преподавателя и работника культуры. Методы исследования в профессиональной этике. |
Практические |
7 |
2 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.3. |
Изучение основной и дополнительной литературы. |
Сам. работа |
7 |
8 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 2. Зарождение и развитие педагогической этики |
2.1. |
Возникновение педагогической этики. Этико-педагогические размышления
Демокрита и Платона. «Учительский» опыт Сократа. Триада преподавательской этики Аристотеля: логос (качество изложения), пафос (контакт с аудиторией), этос (отношение к окружающим). Педагогическая этика в эпоху Нового времени (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.): задачи нравственного воспитания, требования к нравственному облику учителя, этические концепции. Отечественная философско- этическая мысль и ее взгляд на проблемы воспитания и деятельности педагога
|
Лекции |
7 |
4 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.2. |
Возникновение педагогической этики. Этико-педагогические размышления
Демокрита и Платона. «Учительский» опыт Сократа. Триада преподавательской этики Аристотеля: логос (качество изложения), пафос (контакт с аудиторией), этос (отношение к окружающим). Педагогическая этика в эпоху Нового времени (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.): задачи нравственного воспитания, требования к нравственному облику учителя, этические концепции. Отечественная философско- этическая мысль и ее взгляд на проблемы воспитания и деятельности педагога |
Практические |
7 |
4 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.3. |
Изучение основной и дополнительной литературы. |
Сам. работа |
7 |
16 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 3. Профессиональная этика работника культуры |
3.1. |
Система моральных принципов, норм и правил поведения работников культуры разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности. Основные, базовые принципы и ценности социально-культурной деятельности, связанные с реализацией работниками культуры своих профессиональных обязанностей. |
Лекции |
7 |
2 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.2. |
Система моральных принципов, норм и правил поведения работников культуры разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности. Основные, базовые принципы и ценности социально-культурной деятельности, связанные с реализацией работниками культуры своих профессиональных обязанностей. |
Практические |
7 |
2 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.3. |
Изучение основной и дополнительной литературы. |
Сам. работа |
7 |
8 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 4. Профессиональная этика преподавателя |
4.1. |
Профессионализм как нравственная черта личности. Личные качества педагога.
Творческий характер педагогической деятельности. Нормы профессиональной этики педагога. Основные категории Педагогической этики. Гуманизм как высший принцип педагогической морали. Содержание понятий «педагогический долг», «педагогическая честь», «педагогическая справедливость», «педагогический авторитет». Свобода как принцип воспитания и обучения.
|
Лекции |
7 |
2 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
4.2. |
Профессионализм как нравственная черта личности. Личные качества педагога.
Творческий характер педагогической деятельности. Нормы профессиональной этики педагога. Основные категории Педагогической этики. Гуманизм как высший принцип педагогической морали. Содержание понятий «педагогический долг», «педагогическая честь», «педагогическая справедливость», «педагогический авторитет». Свобода как принцип воспитания и обучения. |
Практические |
7 |
2 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
4.3. |
Изучение основной и дополнительной литературы. |
Сам. работа |
7 |
8 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 5. Этика педагогических отношений |
5.1. |
Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические
принципы. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности. Нравственная культура педагогического общения и пути ее формирования. Основные компоненты культуры педагогического общения и способы ее формирования. Этика педагога в общении с родителями. Педагогический такт как компонент нравственной культуры преподавателя. |
Лекции |
7 |
2 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.2. |
Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические
принципы. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности. Нравственная культура педагогического общения и пути ее формирования. Основные компоненты культуры педагогического общения и способы ее формирования. Этика педагога в общении с родителями. Педагогический такт как компонент нравственной культуры преподавателя. |
Практические |
7 |
2 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.3. |
Изучение основной и дополнительной литературы. |
Сам. работа |
7 |
8 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 6. Этика межличностных взаимоотношений в творческом коллективе. |
6.1. |
Этика взаимоотношений в сложных ситуациях. Профессионально-этические нормы и принципы разрешения конфликтов в профессиональной среде. Классификация конфликтов: межличностные, внутриличностные, межгрупповые, между личностью и группой. Способы разрешения конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях(конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс). Этико-психологические отношения в коллективе. Общие этические принципы и характер делового общения. Особенности общения в коллективе: официальные и неофициальные формы общения. Конфликты в коллективе: нравственно-этический аспект. Этика взаимоотношений руководителя с коллективом. |
Лекции |
7 |
2 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
6.2. |
Этика взаимоотношений в сложных ситуациях. Профессионально-этические нормы и принципы разрешения конфликтов в профессиональной среде. Классификация конфликтов: межличностные, внутриличностные, межгрупповые, между личностью и группой. Способы разрешения конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях(конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс). Этико-психологические отношения в коллективе. Общие этические принципы и характер делового общения. Особенности общения в коллективе: официальные и неофициальные формы общения. Конфликты в коллективе: нравственно-этический аспект. Этика взаимоотношений руководителя с коллективом. |
Практические |
7 |
2 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
6.3. |
Изучение основной и дополнительной литературы. |
Сам. работа |
7 |
8 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 7. Этика преподавателя и ученого в системе высшего образования. |
7.1. |
Специфика педагогической этики в деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Этика отношений уровня
«преподаватель-студент». Соотношение науки и нравственности. Принципы научной этики. Этический кодекс ученого. Проблема социальной ответственности науки. Основные дилеммы этики науки.
|
Лекции |
7 |
2 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
7.2. |
Специфика педагогической этики в деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Этика отношений уровня
«преподаватель-студент». Соотношение науки и нравственности. Принципы научной этики. Этический кодекс ученого. Проблема социальной ответственности науки. Основные дилеммы этики науки. |
Практические |
7 |
2 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
7.3. |
Изучение основной и дополнительной литературы. |
Сам. работа |
7 |
8 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 8. Этикет в профессиональной культуре |
8.1. |
Понятие «профессиональная культура» и ее уровни. Структура
культуры: направленность, эрудиция, творчество, мастерство, культура речи. Этикетные нормы общения. Речевой этикет. Пути совершенствования речевого мастерства. Культура внешнего вида.
|
Лекции |
7 |
2 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
8.2. |
Понятие «профессиональная культура» и ее уровни. Структура
культуры: направленность, эрудиция, творчество, мастерство, культура речи. Этикетные нормы общения. Речевой этикет. Пути совершенствования речевого мастерства. Культура внешнего вида.
|
Практические |
7 |
2 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
8.3. |
Изучение основной и дополнительной литературы. |
Сам. работа |
7 |
8 |
|
Л2.1, Л1.1, Л3.1 |