МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 100
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 100 100 100 100
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.филос.наук, доц., Галкина А.А.

Рецензент(ы):
засл. деятель искусств РФ, проф., Корниенко Н.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование знаний о профессиональной этике преподавателей и работников культуры и искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы профессиональной этики, методы межличностного общения с учётом конфессиональных и культурных различий
методы работы с лицами с ограниченными возможностями
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать результаты своей культурной деятельности с позиции этики профессионализма работника культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами создания в коллективе деловой, уважительной обстановки с учётом личностных особенностей, достижения необходимой толерантности в общении

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания
1.1. Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Место профессиональной этики в системе прикладного этического знания. Происхождение профессиональной этики. Виды профессиональной этики. Специфика профессиональной этики в разные исторические периоды. Предмет и задачи профессиональной этики преподавателя и работника культуры. Методы исследования в профессиональной этике. Лекции 4 0 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 14 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Зарождение и развитие педагогической этики
2.1. Возникновение педагогической этики. Этико-педагогические размышления Демокрита и Платона. «Учительский» опыт Сократа. Триада преподавательской этики Аристотеля: логос (качество изложения), пафос (контакт с аудиторией), этос (отношение к окружающим). Педагогическая этика в эпоху Нового времени (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.): задачи нравственного воспитания, требования к нравственному облику учителя, этические концепции. Отечественная философско- этическая мысль и ее взгляд на проблемы воспитания и деятельности педагога Лекции 4 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 14 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Профессиональная этика работника культуры
3.1. Система моральных принципов, норм и правил поведения работников культуры разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности. Основные, базовые принципы и ценности социально-культурной деятельности, связанные с реализацией работниками культуры своих профессиональных обязанностей. Практические 4 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 16 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Профессиональная этика преподавателя. Этика педагогических отношений
4.1. Профессионализм как нравственная черта личности. Личные качества педагога. Творческий характер педагогической деятельности. Нормы профессиональной этики педагога. Основные категории Педагогической этики. Гуманизм как высший принцип педагогической морали. Содержание понятий «педагогический долг», «педагогическая честь», «педагогическая справедливость», «педагогический авторитет». Свобода как принцип воспитания и обучения. Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические принципы. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности. Нравственная культура педагогического общения и пути ее формирования. Основные компоненты культуры педагогического общения и способы ее формирования. Этика педагога в общении с родителями. Педагогический такт как компонент нравственной культуры преподавателя. Лекции 4 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 14 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Этика межличностных взаимоотношений в творческом коллективе.
5.1. Этика взаимоотношений в сложных ситуациях. Профессионально-этические нормы и принципы разрешения конфликтов в профессиональной среде. Классификация конфликтов: межличностные, внутриличностные, межгрупповые, между личностью и группой. Способы разрешения конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях(конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс). Этико-психологические отношения в коллективе. Общие этические принципы и характер делового общения. Особенности общения в коллективе: официальные и неофициальные формы общения. Конфликты в коллективе: нравственно-этический аспект. Этика взаимоотношений руководителя с коллективом. Практические 4 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 14 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 6. Этика преподавателя и ученого в системе высшего образования.
6.1. Специфика педагогической этики в деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Этика отношений уровня «преподаватель-студент». Соотношение науки и нравственности. Принципы научной этики. Этический кодекс ученого. Проблема социальной ответственности науки. Основные дилеммы этики науки. Практические 4 0 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
6.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 14 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 7. Этикет в профессиональной культуре
7.1. Понятие «профессиональная культура» и ее уровни. Структура культуры: направленность, эрудиция, творчество, мастерство, культура речи. Этикетные нормы общения. Речевой этикет. Пути совершенствования речевого мастерства. Культура внешнего вида. Практические 4 0 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
7.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 14 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=430105
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/ED2F86B0-D358-4EC0-961D-F7E15038465E
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=461212
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://academicon.ru/
Э2 https://studopedia.ru/
Э3 Дисциплина "Профессиональная этика" в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7186
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вслед за аудиторным изучением темы, совместно с преподавателем, необходима последующая самостоятельная проработка тематических материалов и заданий. Важной частью является дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков в овладении письменной речью – конспектирования, составление выступления по вопросам семинара, реферирование рекомендуемой литературы, письменное изложение мыслей в соответствии с составленным планом. Студенты должны уметь самостоятельно подготовить предлагаемые вопросы, свободно ориентироваться в изучаемой теме, выработать свою аргументированную позицию, опираясь на научный материал.