Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Музей в современном мире |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 51_03_04_МООКПН-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 122 | 122 | 122 | 122 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Целью курса «Культурно-исторические экскурсионные маршруты на Алтае» является освоение на практике методики разработки экскурсии и документации по оформлению экскурсионных маршрутов на примере рекреационных возможностях Алтайского региона. Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи: 1. Знакомство студентов с туристско-краеведческим районированием Алтая. 2. Усвоение основных видов экскурсий, их особенности и характеристики; 3. Освоением необходимых навыков в оформлении документации по историко-культурным экскурсионным маршрутам. Для этого необходимо усвоение студентами особенностей следующих документов: Паспорт экскурсионного объекта; Технологическая карта экскурсии; Карта-схема-план экскурсии; Основной текст экскурсии; Портфель экскурсовода. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02 |
ПК-5 | Готовность к проектированию по всем направлениям музейной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Студент должен иметь представление о методике разработки экскурсии и документации по оформлению экскурсионных маршрутов на примере рекреационных возможностях Алтайского региона |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | После освоения всего объема курса студенты должны знать: - историко-культурное районирование Алтая; - основные виды экскурсий; - основы экскурсионной деятельности; - правила поведения в музеях и других общественных местах; - сущность и специфические особенности экскурсионного дела; - методику проведения экскурсий; - основные особенности документов по оформлению экскурсий. Должны уметь: -общаться с людьми разного возраста; - систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить; - составлять научно-справочную картотеку; - составлять и проводить экскурсии; - отвечать на ответы аудитории; - оформлять стенды, фотовыставки и т. д.; - работать с информационной, краеведческой и периодической литературой. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – применения теоретических и методологических основ историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного и природного наследия; – применения на практике методов составления документации по историко-культурным маршрутам |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические аспекты документального обеспечения историко-культурного маршрута | ||||||
1.1. | Современное состояние и проблемы туристской рекреации на Алтае | Лекции | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.4, Л1.4, Л2.9 |
1.2. | Туристско-краеведческое районирование Алтая | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-5 | Л2.4, Л2.5, Л1.4, Л2.9, Л2.2 |
Раздел 2. Практические аспекты документального обеспечения историко-культурного маршрута | ||||||
2.1. | Сбор информации для формирования экскурсионного маршрута | Сам. работа | 7 | 34 | ПК-5 | Л1.2, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л2.8, Л2.7 |
2.2. | Сбор информации для формирования экскурсионного маршрута | Практические | 7 | 2 | ПК-5 | Л1.2, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л2.8, Л2.7 |
2.3. | Формирование списка потенциальных экскурсионных маршрутов | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-5 | Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.2 |
2.4. | Формирование списка потенциальных экскурсионных маршрутов | Практические | 7 | 4 | ПК-5 | Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.2 |
2.5. | Составление паспортов для культурно-исторических маршрутов | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-5 | Л1.3, Л2.10, Л1.4, Л2.9, Л2.2 |
2.6. | Составление паспортов для культурно-исторических маршрутов | Практические | 7 | 2 | ПК-5 | Л1.3, Л2.10, Л1.4, Л2.9, Л2.2 |
2.7. | Составление схемы-план экскурсии | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-5 | Л1.2, Л2.5, Л1.3, Л2.10, Л1.4, Л2.3, Л2.7 |
2.8. | Составление схемы-план экскурсии | Практические | 7 | 2 | ПК-5 | Л1.2, Л2.5, Л1.3, Л2.10, Л1.4, Л2.3, Л2.7 |
2.9. | Составление технологической карты историко-культурного маршрута | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-5 | Л1.2, Л2.4, Л2.10, Л1.4, Л2.7 |
2.10. | Составление технологической карты историко-культурного маршрута | Лекции | 7 | 2 | ПК-5 | Л1.2, Л2.4, Л2.10, Л1.4, Л2.7 |
2.11. | Составление примерного текста экскурсии | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-5 | Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7 |
2.12. | Составление примерного текста экскурсии | Практические | 7 | 2 | ПК-5 | Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7 |
2.13. | Определение и адаптация экскурсии к различным социо-культурным и возрастным группам | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-5 | Л2.5, Л2.10, Л1.4, Л1.1, Л2.8 |
2.14. | Определение и адаптация экскурсии к различным социо-культурным и возрастным группам | Практические | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.5, Л2.10, Л1.4, Л1.1, Л2.8 |
2.15. | Формирование портфеля экскурсовода | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-5 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.9, Л2.3, Л2.7 |
2.16. | Самостоятельная разработка историко-культурного маршрута | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-5 | Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л1.4, Л2.8, Л2.6 |
2.17. | Самостоятельная разработка историко-культурного маршрута | Практические | 7 | 4 | ПК-5 | Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л1.4, Л2.8, Л2.6 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Краеведение и туризм: материалы региональной научно-практ. конф., посвящ. 80-летию историка и краеведа А.Д. Сергеева (Барнаул, 6 апреля 2010) | Алт.ун-та, 2010 | ||
Л1.2 | Долженко Г.П. | Основы туризма : учебное пособие | МарТ, 2009 г. | |
Л1.3 | Скобельцына А.С., Шарухин А.П. | Технологии и организация экскурсионных услуг: учеб. пособие для вузов | Академия, 2010 | |
Л1.4 | сост. Н.Ф. Харламова | География туризма. Ч. 2.: учеб. пособие | 2009, АлтГУ | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сост.: Е.А. Бельгибаев, Т.Б., Ухналева | Этнография народов Алтая: Библиографический указатель (1948-2003): справочное издание | Изд-во Алт. ун-та, 2004 | |
Л2.2 | Савина Н.В. | Экскурсоведение: учебно-практическое пособие | Просвещение, 2001 | |
Л2.3 | Кирюшин Ю.Ф. | Энеолит и ранний бронзовый век юга Западной Сибири: монография | АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2002 | |
Л2.4 | Н. А. Гецевич | Основы экскурсоведения: учеб. пособие для вузов | Изд-во"Университетское", 1988 | |
Л2.5 | Муниципальный музей и туризм: проблемы и перспективы взаимодействия: статья | , 2008 | ||
Л2.6 | отв. ред. А. П. Бородавкин | Очерки истории Алтайского края: сб. статей | Алт. кн. изд-во, 1987 | |
Л2.7 | Сичинава В.А. | Экскурсионная работа: пособие для учителей | Просвещение, 1981 | |
Л2.8 | Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. | Основы экскурсоведения: учеб. пособие | Просвещение, 1985 | |
Л2.9 | отв. ред. В. А. Скубневский | История Алтая. Ч. 1.: учеб. пособие | АлтГУ, 1995 | |
Л2.10 | Бельгибаев Е.А. | Традиционная материальная культура челканцев бассейна р. Лебедь (вторая половина XIX–XX в.): монография | АлтГУ, 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Квартальнов В.А. Туризм // URL: http://tourlib.net/books_tourism/kvartalnov_tourism6.htm | |||
Э2 | Сущинская М.Д. Культурный туризм: учебное пособие. / М.Д. Сущинская. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 128 с. // URL: elibrary.finec.ru/materials_files/355417322.pdf | |||
Э3 | Арсеньева Е.И., Кусков А.С. Культурное пространство Русского Севера: подходы к дифференциации и опыт туристского использования // URL: http://tourlib.net/statti_tourism/arsenjeva2.htm | |||
Э4 | Кулачинская А.Ю. Основные проблемы развития туризма в России и за рубежом// Экономическая наука и практика: материалы международной научной конфе-ренции (февраль 2012 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С.187-189. // URL: http://tourlib.net/statti_tourism/kulachinskaya.htm | |||
Э5 | Кусков А.С., Листвина Е.В. Национальные парки в культурном пространстве Рос-сии: потенциал, ресурсы, направления туристского использования// URL: http://tourlib.net/statti_tourism/kuskov2.htm | |||
Э6 | Шпилько С.П. Потенциал и роль музея в становлении современной туристической индустрии в России// URL: http://tourlib.net/statti_tourism/museum.htm | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office Professional 2003 2. Microsoft Office 2010 Professional Plus 3. Microsoft Office 2007 Professional Plus 4. Adobe Creative Suite 5 Design Premium 5. Corel Draw X4, Corel Draw X5 6. IBM SPSS Statistics 20 7. MapInfo 11 Professional 8. Abbyy Lingvo X5 | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||