МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурно-исторические маршруты

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 122
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 122 122 122 122
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Культурно-исторические маршруты

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017г. №1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Культурно-исторические экскурсионные маршруты на Алтае» является освоение на практике методики разработки экскурсии и документации по оформлению экскурсионных маршрутов на примере рекреационных возможностях Алтайского региона.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
1. Знакомство студентов с туристско-краеведческим районированием Алтая.
2. Усвоение основных видов экскурсий, их особенности и характеристики;
3. Освоением необходимых навыков в оформлении документации по историко-культурным экскурсионным маршрутам. Для этого необходимо усвоение студентами особенностей следующих документов:
Паспорт экскурсионного объекта;
Технологическая карта экскурсии;
Карта-схема-план экскурсии;
Основной текст экскурсии;
Портфель экскурсовода.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Готовность к проектированию по всем направлениям музейной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Студент должен иметь представление о методике разработки экскурсии и документации по оформлению экскурсионных маршрутов на примере рекреационных возможностях Алтайского региона
3.2.Уметь:
3.2.1.После освоения всего объема курса студенты должны знать:
- историко-культурное районирование Алтая;
- основные виды экскурсий;
- основы экскурсионной деятельности;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- сущность и специфические особенности экскурсионного дела;
- методику проведения экскурсий;
- основные особенности документов по оформлению экскурсий.
Должны уметь:
-общаться с людьми разного возраста;
- систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить;
- составлять научно-справочную картотеку;
- составлять и проводить экскурсии;
- отвечать на ответы аудитории;
- оформлять стенды, фотовыставки и т. д.;
- работать с информационной, краеведческой и периодической литературой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– применения теоретических и методологических основ историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного и природного наследия;
– применения на практике методов составления документации по историко-культурным маршрутам

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты документального обеспечения историко-культурного маршрута
1.1. Современное состояние и проблемы туристской рекреации на Алтае Лекции 7 2 ПК-5 Л2.4, Л1.4, Л2.9
1.2. Туристско-краеведческое районирование Алтая Сам. работа 7 12 ПК-5 Л2.4, Л2.5, Л1.4, Л2.9, Л2.2
Раздел 2. Практические аспекты документального обеспечения историко-культурного маршрута
2.1. Сбор информации для формирования экскурсионного маршрута Сам. работа 7 34 ПК-5 Л1.2, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л2.8, Л2.7
2.2. Сбор информации для формирования экскурсионного маршрута Практические 7 2 ПК-5 Л1.2, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л2.8, Л2.7
2.3. Формирование списка потенциальных экскурсионных маршрутов Сам. работа 7 12 ПК-5 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.2
2.4. Формирование списка потенциальных экскурсионных маршрутов Практические 7 4 ПК-5 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.2
2.5. Составление паспортов для культурно-исторических маршрутов Сам. работа 7 12 ПК-5 Л1.3, Л2.10, Л1.4, Л2.9, Л2.2
2.6. Составление паспортов для культурно-исторических маршрутов Практические 7 2 ПК-5 Л1.3, Л2.10, Л1.4, Л2.9, Л2.2
2.7. Составление схемы-план экскурсии Сам. работа 7 6 ПК-5 Л1.2, Л2.5, Л1.3, Л2.10, Л1.4, Л2.3, Л2.7
2.8. Составление схемы-план экскурсии Практические 7 2 ПК-5 Л1.2, Л2.5, Л1.3, Л2.10, Л1.4, Л2.3, Л2.7
2.9. Составление технологической карты историко-культурного маршрута Сам. работа 7 6 ПК-5 Л1.2, Л2.4, Л2.10, Л1.4, Л2.7
2.10. Составление технологической карты историко-культурного маршрута Лекции 7 2 ПК-5 Л1.2, Л2.4, Л2.10, Л1.4, Л2.7
2.11. Составление примерного текста экскурсии Сам. работа 7 6 ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7
2.12. Составление примерного текста экскурсии Практические 7 2 ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7
2.13. Определение и адаптация экскурсии к различным социо-культурным и возрастным группам Сам. работа 7 12 ПК-5 Л2.5, Л2.10, Л1.4, Л1.1, Л2.8
2.14. Определение и адаптация экскурсии к различным социо-культурным и возрастным группам Практические 7 2 ПК-5 Л2.5, Л2.10, Л1.4, Л1.1, Л2.8
2.15. Формирование портфеля экскурсовода Сам. работа 7 10 ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.9, Л2.3, Л2.7
2.16. Самостоятельная разработка историко-культурного маршрута Сам. работа 7 12 ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л1.4, Л2.8, Л2.6
2.17. Самостоятельная разработка историко-культурного маршрута Практические 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л1.4, Л2.8, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Краеведение и туризм: материалы региональной научно-практ. конф., посвящ. 80-летию историка и краеведа А.Д. Сергеева (Барнаул, 6 апреля 2010) Алт.ун-та, 2010
Л1.2 Долженко Г.П. Основы туризма : учебное пособие МарТ, 2009 г.
Л1.3 Скобельцына А.С., Шарухин А.П. Технологии и организация экскурсионных услуг: учеб. пособие для вузов Академия, 2010
Л1.4 сост. Н.Ф. Харламова География туризма. Ч. 2.: учеб. пособие 2009, АлтГУ
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сост.: Е.А. Бельгибаев, Т.Б., Ухналева Этнография народов Алтая: Библиографический указатель (1948-2003): справочное издание Изд-во Алт. ун-та, 2004
Л2.2 Савина Н.В. Экскурсоведение: учебно-практическое пособие Просвещение, 2001
Л2.3 Кирюшин Ю.Ф. Энеолит и ранний бронзовый век юга Западной Сибири: монография АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2002
Л2.4 Н. А. Гецевич Основы экскурсоведения: учеб. пособие для вузов Изд-во"Университетское", 1988
Л2.5 Муниципальный музей и туризм: проблемы и перспективы взаимодействия: статья , 2008
Л2.6 отв. ред. А. П. Бородавкин Очерки истории Алтайского края: сб. статей Алт. кн. изд-во, 1987
Л2.7 Сичинава В.А. Экскурсионная работа: пособие для учителей Просвещение, 1981
Л2.8 Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения: учеб. пособие Просвещение, 1985
Л2.9 отв. ред. В. А. Скубневский История Алтая. Ч. 1.: учеб. пособие АлтГУ, 1995
Л2.10 Бельгибаев Е.А. Традиционная материальная культура челканцев бассейна р. Лебедь (вторая половина XIX–XX в.): монография АлтГУ, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Квартальнов В.А. Туризм // URL: http://tourlib.net/books_tourism/kvartalnov_tourism6.htm
Э2 Сущинская М.Д. Культурный туризм: учебное пособие. / М.Д. Сущинская. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 128 с. // URL: elibrary.finec.ru/materials_files/355417322.pdf
Э3 Арсеньева Е.И., Кусков А.С. Культурное пространство Русского Севера: подходы к дифференциации и опыт туристского использования // URL: http://tourlib.net/statti_tourism/arsenjeva2.htm
Э4 Кулачинская А.Ю. Основные проблемы развития туризма в России и за рубежом// Экономическая наука и практика: материалы международной научной конфе-ренции (февраль 2012 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С.187-189. // URL: http://tourlib.net/statti_tourism/kulachinskaya.htm
Э5 Кусков А.С., Листвина Е.В. Национальные парки в культурном пространстве Рос-сии: потенциал, ресурсы, направления туристского использования// URL: http://tourlib.net/statti_tourism/kuskov2.htm
Э6 Шпилько С.П. Потенциал и роль музея в становлении современной туристической индустрии в России// URL: http://tourlib.net/statti_tourism/museum.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office Professional 2003
2. Microsoft Office 2010 Professional Plus
3. Microsoft Office 2007 Professional Plus
4. Adobe Creative Suite 5 Design Premium
5. Corel Draw X4, Corel Draw X5
6. IBM SPSS Statistics 20
7. MapInfo 11 Professional
8. Abbyy Lingvo X5
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины