МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая психология (модуль 3)
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина А.С.

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Общая психология (модуль 3)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 г. № 1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Д.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Д.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.является формирование представлений о теоретико-методологических основах общей психологии, современном состоянии развития научной психологии, ее основных категориях, принципах, необходимых для более глубокого понимания предмета психологии — психической реальности и успешного усвоения компетенций, необходимых
будущим педагогам профессионального обучения в процессе осуществле-
ния ими профессионально-педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ПК-3: способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять действие основных механизмов функционирования мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самоорганизации и самообразования;
способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология мотивации
1.1. Мотивация животных и мотивация человека, их фундаментальные различия. Биологические механизмы инстинктивного поведения, их развитие в филогенезе. Gонятие инстинкта, критика биологизации человеческой мотивации. Теория У.Макдауголла. Лекции 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие влечения в психоанализе. Психодинамическая трансформация влечений. Проективная диагностика мотивации.Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. Экспериментальные исследования обусловливания и подкрепления.Самоактуализация как объяснительный принцип, его развитие и критика. Понятие потребности. Теория базовых потребностей А.Маслоу. Проблема классификации потребностей. Теория потребностей Г.Мюррея.Смыслоцелевые представления об источниках человеческой мотивации. Теории Адлера и Франкла. Теория метамотивации Маслоу. Практические 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами. Сам. работа 3 9 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Роль ситуационных факторов в развертывании мотивационных процессов. Теория поля К.Левина и экспериментальные исследования его школы. Лекции 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Изучение отдельных видов мотивации. Мотивация достижения, подходы к ее изучению. Мотивация власти. Мотивация учения.Изучение отдельных видов мотивации. Потребность в общении и мотивация аффиляции. Мотивация оказания помощи. Мотивация асоциального поведения. Практические 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Деятельностный подход к мотивации в школе А.Н.Леонтьева. Общая характеристика потребностей и мотивов. Опредмечивание потребностей и другие механизмы их преобразования. Виды и функции мотивов в деятельностном подходе. Смысл мотива как источник его побудительной силы. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности. Сам. работа 3 9 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Влияние мотивации на деятельность. Закон Иеркса-Додсона. Практические 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Психология эмоций
2.1. Общее представление об эмоциях. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.Биологическая целесообразность эмоций. Функции эмоций. Возможные основания и разновидности классификации эмоций. Лекции 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Физиология и психология эмоций. Периферическая теория Джемса-Ланге и ее экспериментальная критика. Роль когнитивной оценки в возникновении эмоциональных состояний. Эмоции в регуляции деятельности. Закономерности развития регулирующей функции эмоций. Соотношений эмоций, мотивации и личностного смысла. Аффекты, их психологическая характеристика. Аффективные следы. Проблема детекции лжи. Патологический аффект: его специфика и динамика. Практические 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Чувства и настроения, их психологическая характеристика.Эмоциональные состояния. Тревога и страх. Совладание с негативными эмоциями. Лекции 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Общее представление о переживании критических ситуаций. Стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство. Фрустрация, типы реакций на фрустрацию. Сам. работа 3 9 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Методы психологического изучения эмоциональных процессов. Влияние эмоций на познавательные процессы и исполнительную деятельность. Исследования выражения эмоций. Экспрессивная сторона личности. Практические 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Эмоции в общении. Привязанность. Эмпатия. Любовь.Положительные эмоциональные состояния. Пиковые переживания. Состояние потока. Развитие эмоциональной сферы. Позитивная психология. Сам. работа 3 6 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Психология воли
3.1. Проблема воли в психологии. Произвольность и воля. Лекции 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. овременные подходы к воле как мотивационной саморегуляции в школах Х.Хекхаузена и Л.С.Выготского. Воля как мотивационное опосредование. Развитие волевых процессов в онтогенезе. Практические 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Тесперамент, характер, способности
4.1. Характерология К. Юнга. Социальные типы по Э. Фромму. Акцентуации характера и их влияние на познавательную деятельность. Типы акцентуаций характера по К. Леонгарду. Лекции 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Индивидуальность человека в теории B.C. Мерлина. Теории темпераментов и типы высшей нервной деятельности. Темперамент человека в концепции Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина. Психологические теории темперамента Г. Айзенка, В.М. Русалова, Я. Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии. Темперамент и проблема саморегуляции. Практические 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Место характера в общей структуре личности. Лекции 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Способности и мозг.Проблемы способностей в трудах Б.М. Теплова. Межполовые и индивидуальные различия в способностях.Основные современные концепции творчества и одарённости. Практические 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Психологический подход к личности человека. Практические 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.6. Анализ психологических категорий и их взаимоотношений: индивид, личность, индивидуальность. Сам. работа 3 6 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.7. Экзамен Экзамен 3 27 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1.​ Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами.
2.​ Мотивация животных и мотивация человека, их фундаментальные различия. Биологические механизмы инстинктивного поведения, их развитие в филогенезе.
3.​ Понятие инстинкта, критика биологизации человеческой мотивации. Теория У.Макдауголла.
4.​ Понятие влечения в психоанализе. Психодинамическая трансформация влечений. Проективная диагностика мотивации.
5.​ Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. Экспериментальные исследования обусловливания и подкрепления.
6.​ Самоактуализация как объяснительный принцип, его развитие и критика.
7.​ Понятие потребности. Теория базовых потребностей А.Маслоу. Проблема классификации потребностей. Теория потребностей Г.Мюррея.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/409995
Л1.2 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ III В 2 КН. КНИГА 2. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/2FD60650-3ADC-4000-8490-04EBA5097164
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/246A13BC-61FE-4449-B76C-94171D28E3E9
Л2.2 Еромасова А.А. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/44C68BAA-0A35-4C8C-98EA-6AE21B48E97F
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 ссылка https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6807
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.