МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Учет и хранение музейных коллекций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.04.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильИсторико-культурное наследие: изучение, сохранение и использование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_04_04 МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 16 12 16
Практические 18 32 18 32
Сам. работа 78 105 78 105
Итого 108 153 108 153

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.;к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Учет и хранение музейных коллекций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017г. №1186)

составлена на основании учебного плана:
51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и проиродного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать развернутую характеристику основных понятий в области учета, хранения и изучения музейных предметов, а также ознакомить с основными инструктивными правилами и методами в сфере комплектования музейных коллекций и последующего их учета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен участвовать в реализации основных и дополнительных образовательных программ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Содержание нормативно-правовых документов по учету и хранению музейных предметов, методику их изучения, приемы ведения учетной документации, понятийный аппарат по фондовой работе музея.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать полученные знания по учету, хранению и изучению музейных предметов в своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Работы с музейными предметами в области их комплектования, учета и обеспечения сохранности в соответствии с нормативно-правовыми документами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учет музейных предметов
1.1. Понятие «фонды музея» Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Комплектование фондов музея Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Научное комплектование музейных коллекций: основные понятия, принципы, методика. Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Учет музейных фондов. Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Научная каталогизация музейных фондов Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Создание автоматизированных учетно-информационных систем в музее Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Положения о музейном фонде РФ и государственном каталоге музейного фонда РФ Практические 2 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Положения о музейном фонде РФ и государственном каталоге музейного фонда РФ Сам. работа 2 8 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях Практические 2 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях Сам. работа 2 8 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Экспертная фондово-закупочная комиссия музея: особенности работы Практические 2 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Экспертная фондово-закупочная комиссия музея: особенности работы Сам. работа 2 8 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней Практические 2 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней Сам. работа 2 8 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Инвентаризация предметов из драгметаллов и драгоценных камней Практические 2 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Инвентаризация предметов из драгметаллов и драгоценных камней Сам. работа 2 8 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Хранение музейных предметов
2.1. Понятия «хранение фондов» и «система хранения фондов» Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Особенности хранения музейных предметов в экспозиции Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Упаковка и транспортировка музейных предметов Практические 2 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Упаковка и транспортировка музейных предметов Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Музейная безопасность как система Практические 2 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Музейная безопасность как система Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Режим хранения и защиты музейных предметов Практические 2 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Режим хранения и защиты музейных предметов Сам. работа 2 13 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Организация фондохранилищ и системы хранения Практические 2 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Организация фондохранилищ и системы хранения Сам. работа 2 16 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Основные системы оборудования фондохранилищ Практические 2 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Основные системы оборудования фондохранилищ Сам. работа 2 16 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Содержание понятий «фонды музея» и «музейный предмет».
2. Виды музейных источников и свойства музейных предметов.
3. Научно-вспомогательные материалы музея.
4. Научная организация фондов музея.
5. Содержание понятия «комплектование музейных фондов», его задачи, способы и правила.
6. Основные формы комплектования музейного собрания и их документация.
7. Содержание понятия «учет музейных фондов», его принципы и этапы.
8. Порядок составления учетной документации.
9. Система научно-справочного аппарата музейного собрания, музейные каталоги и их разновидности.
10. Публикация музейных каталогов: виды и типы изданий, этапы подготовки.
11. Сравнительные возможности автоматизированной и ручной обработки музейной документации.
12. Компьютеризация музеев: основные этапы и перспективы для научно-фондовой работы.
13. Содержание понятий «хранение музейных фондов» и «система хранения музейных фондов».
14. Группы хранения музейных предметов и особенности их размещения в фондовом оборудовании.
15. Особенности хранения музейных предметов в экспозиции.
16. Организация открытого хранения музейных фондов.
17. Правила упаковки различных музейных предметов при перевозке.
18. Опыт транспортировки музейных предметов.
19. Положение о музейном фонде РФ и Положение о государственном каталоге музейного фонда РФ: содержание документов.
20. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР: общие положения и состав фондов.
21. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР: государственный учет музейных фондов.
22. Экспертная фондово-закупочная комиссия музея: особенности работы.
23. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней: общие положения и состав фонда.
24. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней: государственный учет и научная инвентаризация.
25. Музейная безопасность как система.
26. Температурно-влажностный режим хранения фондов.
27. Световой режим и загрязнение воздуха.
28. Биологический режим хранения музейных фондов.
29. Защита музейных предметов от механических повреждений и в экстремальных ситуациях.
30. Фондохранилище: основы рациональной организации.
31. Основные системы оборудования фондохранилищ.
32. Примеры организации научно-фондовой работы в музеях исторического профиля.
33. Примеры организации научно-фондовой работы в художественных музеях.
34. Примеры организации научно-фондовой работы в естественно-научных музеях.
35. Примеры организации научно-фондовой работы в литературных музеях.
36. Примеры организации научно-фондовой работы в музеях смешанного профиля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы:
1. Система хранения музейных фондов.
2. Особенности размещения различных групп музейных предметов в фондовом оборудовании.
3. Правила хранения музейных предметов в экспозиции.

Рефераты:
1. Открытое хранение музейных фондов.
2. Правила упаковки различных музейных предметов при перевозке.
3. Опыт транспортировки музейных предметов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания:
Используя источники и литературу выполните следующие задания:
1. Объясните содержание понятий «фонды музея» и «музейный предмет».
2. Дайте характеристику видам источников, к которым относятся музейные предметы и назовите свойства музейных предметов.
3. Какие вещи в собрании музея относятся к научно-вспомогательным материалам?
4. Представьте схему научной организации фондов музея.
5. Сформулируйте задачи, способы и правила комплектования музейных фондов.
6. Охарактеризуйте основные формы комплектования музейного собрания.
7. Сравните понятия «учетная документация» и «фондовая документация музея.
8. Приведите порядок составления учетной документации музейных фондов.
9. Для чего создается система научно-справочного аппарата музейного собрания и, каковы ее разновидности?
10. Назовите типы музейных изданий и этапы подготовки каталогов к публикации.
11. Сравните возможности автоматизированной и ручной обработки музейной документации.
12. Обозначьте основные этапы компьютеризации музеев и ее перспективы для дальнейшего развития научно-фондовой работы.
Источники:
Законодательство Российской Федерации о культуре: Сб. / Сост. Б. Букреев. – М.: Изд-во «Аксамит-Информ», 1999. – 446 с.
Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. – М.: Минкультуры СССР, 1984. – 151 с.
Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР [Электронный ресурс]. – М., 1987-. – Режим доступа: http://www.spbpravo.ru, свободный.
Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1991–1996 / Сост. М.М. Александрова, О.В. Тарусина. – М.: ГИМ, 1998. – 302 с.
Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1996–2000 / Сост. М.М. Александрова, О.В. Тарусина. – М.: ГИМ, 2001. – 412 с.
Российская культура в законодательных и нормативных актах: музейное дело и охрана объектов историко-культурного наследия (памятники истории и культуры), 2001–2006 / Сост. М.М. Александрова. – М.: ГИМ, 2007. – 540 с.
Литература:
Белоусова Н. А., Касастикова Л. Ю. Электронный каталог археологических коллекций музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ и аспекты его применения // Музей и современные технологии: Материалы Всероссийских научных конференций. Томск, 20–23 мая 2003 г., 20–24 сентября 2004 г., 19–22 ноября 2005 г. / Отв. редактор Э.И. Черняк. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. – С. 165–173.
Каталог коллекций музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета. – Кемерово: СКИФ, 2004. – Вып. 1. – 112 с.
Каталог коллекций музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета. – Кемерово: СКИФ, 2006. – Вып. 2. – 124 с.
Каталог коллекций музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета. – Кемерово: СКИФ: ИПП "Кузбасс", 2008. – Вып. 3. – 128 с.
Кучеренко М.Е. Научно-фондовая работа в музее (Методическое пособие в помощь молодому специалисту). – М.: ГЦМСИР, 1999. – 108 с.
Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по специальности «История» / Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. – М.: Высш. шк., 1988. – 431 с.
Музейное дело России: монография / под общ. ред. М.Е. Каулен, И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. – М.: Изд-во ВК, 2005. – 614 с.
Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности № 02.10.00 «Музеология». – М.: РГГУ, 2007. – 214 с.
Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э.А. Шулепова. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 504 с.
Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие. – 2-е изд. стер. – М.: Высш. шк., 2009. – 183 с.
Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический проспект, 2003. – 560 с.

Тестовые задания:
Раздел 1. Учет музейных предметов
1.Продолжите фразу:
Фонды музея – это…
2. Перечислите виды музейных источников:
3. Продолжите фразу:
Научно-вспомогательные материалы – это …
4. Выявите виды музейных коллекций:
1. систематические
2. тематические
3.научно-вспомагательные
4. мемориальные
5. Перечислите формы комплектования музейного собрания:
6. Продолжите фразу:
Права и обязанности главного хранителя и других сотрудников, выполняющих функции по хранению определены…
7. Выявите верные высказывания о «Положении о Музейном фонде Российской Федерации»:
1.содержит определение понятия музейный предмет
2.определяет порядок разграничения форм собственности на музейные предметы и музейные коллекции
3.определяет порядок включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда РФ и исключение их из его состава
4.определяет порядок учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда РФ
5.определяет порядок принятия решений об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в федеральной собственности
6.утверждено в 1998 г.
8. Назовите федеральный орган исполнительной власти, на который возложен государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ:
9. Укажите название нормативного акта, в содержании которого определен перечень основных учетных документов:
1. Положение о Музейном фонде Российской Федерации
2. Федеральный закон о Музейном фонде РФ и музеях в РФ
3. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР
10. Основными учетными документами являются:
1.инвентарная книга (книга поступлений)
2. акты приема музейных предметов и коллекций на временное (постоянное) хранение
3.акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование
4. акты списания музейных предметов и коллекций (в случае исключения их из состава фонда)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старикова Ю.А. Музееведение: конспект лекций Москва : А-Приор, 2006 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кимеева Т.И., Окунева И.В. Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов: учебное пособие Кемерово : КемГУКИ, 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Музееведение и историко-культурное наследие.: Сборник статей. Кемерово : КемГУКИ, 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в музеях СССР // http://projects.innovbusiness.ru
Э2 Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР // http://www.spbpravo.ru
Э3 Новый взгляд на музейное дело // http://www.adit.ru
Э4 Положение о фондово-закупочной комиссии музеев системы Министерства культуры СССР // http://www.bestpravo.ru
Э5 Федеральный закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях (извлечение) // http://www.assay.ru
Э6 Учет и хранение музейных коллекций portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью учетно-хранительской работы в музее. При изучении разделов курса студенты-магистранты должны ознакомиться с оодержанием нормативно-правовых документов по учету и хранению музейных предметов, с методикой их изучения, с приемами ведения учетной документации и понятийным аппаратом по фондовой работе музея; обратить внимание на особенности комплектования, учета и хранения музейных предметов, приобрести навыками работы с музейными предметами в области их комплектования, учета и обеспечения сохранности в соответствии с нормативно-правовыми документами.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (тестовые задания, письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К экзамену допускаются студенты-магистранты не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить работу студента-магистранта по дисциплине «Учет, хранение и изучение музейных предметов», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.