МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы патопсихологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Основы патопсихологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 N 1613 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2017 N 45176)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – изучить закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопос-тавлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, а также - экспери-ментальные приемы психодиагностики нарушений психических функций.
Задачи курса:
– изучить процесс патопсихологического исследования, усвоить различие между смежными дисциплинами, практическое значение патопсихологического материала для смежных отраслей науки;
– изучить патопсихологические синдромы, уметь диагносцировать, сформировать навыки проведения патопсихологического эксперимента как основного метода патопсихологического обследования и принципы его реализации;
- изучить основы патопсихологической беседы при обследовании, первичные, вторичные и третичные нарушения психической деятельности при разных патологических состояниях,
- изучить взаимосвязь патопсихологического и нейропсихологического анализа в клинической психологии,
– изучить методы патопсихологического исследования нарушения психических процессов и закономерности их нарушения при различных заболеваниях;
– изучить закономерности распада мышления и интеллекта при различных заболеваниях, обладать навыками дифференциальной психодиагностики;
– изучить закономерности распада или искажения личности, мотивов и потребностей личности при различ-ных психических расстройствах, заболеваниях;
– изучить закономерности и типы нарушения темпа психического развития, причины возникновения и кор-рекционные мероприятия;
– изучить патопсихологические возможности исследования основных психических заболеваний, основные принципы патопсихологической диагностики;
- изучить синромальный анализ в патопсихологии, основные сочетания сохранных и нарушенных компонентов психической деятельности;
- изучить основы составления патопсихологических заключений по итогам патопсихологической диагностики и определения патопсихологического синдрома.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14 способностью разрабатывать и реализовывать программы, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих и иных лиц, рисков асоциального поведения, профессиональных рисков, профессиональной деформации
ПК-15 способностью осуществлять диагностику проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбирать адекватные формы, методы и программы коррекционных мероприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– о различии между смежными дисциплинами, о практическом значении патопсихологического материала для смежных отраслей науки, предмете и методе патопсихологии;
- о процессе патопсихологического исследования, основах синдромального анализа патологии психической деятельности, основном методе и принципах его реализации в патопсихологии, методических приемах и средствах патопсихологической концептуализации и диагностики,
- об истории патопсихологии как раздела клинической психологии,
– о смысле, определении, классификации и закономерностях формирования патопсихологических синдромов как специфических патогенетически взаимообусловленных сочетаний симптомов нарушения эмоций, поведения и личности, патологии структурных единиц психической деятельности на фоне ее сохранных сторон.
– о закономерностях распада мышления и интеллекта, свойств личности при различных патологических состояниях, обладать представлениями о патопсихологической дифференциальной психодиагностики;
– о ведении патопсихологической беседы в структуре реализации патопсихологического эксперимента;
- о структуре протоколирования и документирования диагностического материала в патопсихологическом обследовании.

3.2.Уметь:
3.2.1.- знать основные закономерности и типы нарушения темпа психического развития, причины возникновения и коррекционные мероприятия в патопсихологии;
– уметь проводить патопсихологические исследования основных психических расстройств, знать основные принципы патопсихологической диагностики;
- знать специфику закономерностей распада или искажения личности, мотивационно-потребностной сферы при различных психических расстройствах;
- уметь реализовывать в соответствии с основными методологическими основами и принципами патопсихологический эксперимент на всех этапах его моделирования, подбирать адекватные методические приемы и средства, проверять возникающие в ходе обследования гипотезы о структуре патологии психической деятельности, протоколировать и документировать ход обследования и результаты диагностики;
- знать инструкции, структуру протокола, материал, другие сообенности реализации арсенала папсихологических методик диагностики психических процессов, состояний и свойств личности, уметь их применять на практике в соответствии с целью и гипотезами обследования;
- уметь определять по сочетанию нарушенных и сохранных сторон психической деятельности, первичных и вторичных нарушений психики пациента, знать особенности нарушения сознания (патология восприятия), нарушения памяти, мышления и речи, умственной работоспособности, аномалиях эмоционально-личностной сферы, значение и перспективы развития патопсихологии, актуальные проблемы патопсихологии;
- структуру патопсихологического синдрома, составлять план коррекционных мероприятий с учетом всей констелляции нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, особенностей личности пациента;
- уметь составлять патопсихологическое заключение по итогам проведенного патопсихологического обследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- патопсихологической концептуализации патологии психической деятельности,
- навыками ведения патопсихологического обследования на всех этапах моделирования и реализации патопсихологического эксперимента при соблюдении основных принципов его осуществления,
- определения структуры патологии психической деятельности и сохранных сторон психики, а также - первичных, вторичных и третичных нарушений психической деятельности при разных формах психических расстройств,
- навыками диагностики и определения патопсихологических синдромов при психических расстройствах,
- реализации патопсихологического эксперимента в контексте использования разных методических средств и приемов, конкретных патопсихологических методик обследования,
- навыки ведения протокола, документирования патопсихологического обследования, а также - составления, написания патопсихологического заключения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и метод, практические задачи и актуальные проблемы патопсихологии. Методология патопсихологии.
1.1. Предмет и метод патопсихологии. История патопсихологии. Лекции 10 2 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет и метод патопсихологии (патопсихологический эксперимент). Сам. работа 10 4 ПК-14, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Актуальные проблемы патопсихологии. Методология патопсихологии. Практические 10 2 ПК-14, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Актуальные методологические, методические и эмпирические проблемы патопсихологии. Методология патопсихологии. Сам. работа 10 5 ПК-14, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Практические задачи патопсихологии. Современная патопсихология. Сам. работа 10 8 ПК-14, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Практические задачи патопсихологии. Современная патопсихология. Сам. работа 10 4 ПК-14, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Приемы и средства патопсихологической диагностики, принципы реализации патопсихологического эксперимента.
2.1. Приемы и средства патопсихологической диагностики, методики диагностики мышления, речи, интеллекта, эмоционально-личностной сферы, восприятия. Лекции 10 4 ПК-14, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Приемы и средства патопсихологической диагностики, методики диагностики мышления, речи, интеллекта, эмоционально-личностной сферы, восприятия. Практические 10 2 ПК-14, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Принципы реализации патопсихологического эксперимента. Сам. работа 10 5 ПК-14, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Принципы реализации патопсихологического эксперимента. Практические 10 2 ПК-14, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Приемы и средства патопсихологической диагностики, методики диагностики мышления, речи, интеллекта, эмоционально-личностной сферы, восприятия. Сам. работа 10 8 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Патопсихологический анализ нарушений психической деятельности. Структура патопсихологического синдрома: динамический, операциональный, мотивационный и организационный компоненты.
3.1. Патопсихологический анализ нарушений психической деятельности. Сам. работа 10 8 ПК-14, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Патопсихологический анализ нарушений психической деятельности. Сам. работа 10 8 ПК-14, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Соотношение нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности. Лекции 10 2 ПК-14, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Патопсихологический анализ нарушений психической деятельности. Практические 10 2 ПК-14, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Структура патопсихологического синдрома: динамический и операциональный компоненты. Лекции 10 2 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Патопсихологический анализ нарушений психической деятельности. Практические 10 2 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Патопсихологический анализ восприятия, мышления, памяти, внимания, речи и интеллекта, эмоционально-личностной сферы. Патопсихологическое заключение.
4.1. Патопсихологическое заключение. Практические 10 2 ПК-14, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предметная область патопсихологии. Что изучает патопсихология? Какие разделы клинической психологии вы знаете? Что изучает психосоматика?
2. Что такое психическая патология? Объясните англоязычную модель клинической патологии: deviance (девиация), distress (дистресс), disfunction (дисфункция), danger (опасность). Агрессивное поведение, страдание, депрессия - это норма или патология?
3. Каков вклад американского клинического психолога Лайтнера Витмера в развитие клинической психологии.
4. Объясните смысл модели диатез-стресса. Объясните факторы риска возникновения психопатологической симптоматики; факторы защиты.
5. В чем суть биологических моделей психической патологии? Какие психологические факторы влияют на возникновение психических расстройств.
6. Раскройте суть эндогенной модели психической патологии. Какие психические расстройства относили эндогенным?
7. Раскройте смысл психологических моделей психических расстройств. Каковы особенности объяснения психической нормы и патологии в психоанализе и бихевиоризме?
8. Объясните смысл социально-нормативных моделей психической нормы и патологии. Каковы причины критики этих социально-нормативных подходов со стороны «Теории ярлыков» (Т.Шефф) и «антипсихиатрии».
9. Раскройте вклад А.Р. Лурия, Л.С. Выготского и Б.В. Зейгарник в развитие клинической психологии.
10. Объясните различие подходов к психической патологии и норме: патопсихология и психопатология. Объясните различие в интерпретации психических расстройств, например, алкогольной зависимости или эпилептического расстройства, с точки зрения психиатра и психолога (лекции). Каким образом метод близнецов помогает оценить генетический вклад в то или иное психическое расстройство?
11. Какие психологические факторы возникновения психических расстройств вам известны? Объяснить понятия стресс, дистресс, эустресс, копинг. Какие виды копингов вы знаете?
12. Объясните виды копингов, предложенные Миллером (S.M. Miller) и Кроне и (Krhone): «to monitor / to blunt»; «бдительность / когнитивное избегание».
13. Какие расстройства сна вам известны? Чем отличаются расстройства сна органической природы от расстройств сна неорганического генеза?
14. Какие диагностические критерии первичной инсомнии (DSM-4) вам известны? Расстройство нарколепсия: симптоматика, факторы генеза.
15. В картине каких других психических расстройств часто встречается симптоматика нарушений сна?
16. Какие формы нарушений сна в большей степени обусловлены генетическими факторами? Каким образом нарушения циркадных ритмов могут быть связаны с расстройствами сна?
17. Могут ли являться нарушения сна первичным психическим расстройством или же они являются следствием других нарушений: депрессии, шизофрении, зависимого расстройства?
18. Какие существуют методы психологического вмешательства при расстройствах сна? Какие правила и рекомендации для здорового сна вам известны?
19. Какие категории расстройств пищи вам известны? Является ли ожирение категорией расстройств личности? Какие диагностические критерии нервной анорексии вам известны? Какие типы нервной анорексии вам известны? С какими другими нарушениями и расстройствами может быть связана выраженная потеря веса и отсутствие аппетита?
20. Сформулируйте типичный признак нервной булимии. Какие типы нервной булимии выделяются и по каким характеристикам можно их различать?
21. Назовите диагностические критерии нервной булимии. Какие нарушения и расстройства могут быть связаны с неконтролируемыми приступами обжорства?
22. Объясните коморбидность пищевых расстройств с другими нарушениями и психическими расстройствами. Оцените суицидальные риски и другие риски при пищевых расстройствах. Какие актуальные возрасты для заболевания пищевыми расстройствами вам известны?
23. Назовите факторы этиологии пищевых расстройств. Каким образом перфекционизм как личностная характеристика может быть связан с развитием пищевых нарушений?
24. Какие три принципа психологического вмешательства при пищевых расстройствах сформулированы в рамках когнитивно-поведенческого подхода?
25. Сформулируйте возможные симптомы и нарушения при шизофрении. Коморбидность с другими расстройствами. Риск заболеваемости шизофренией в популяции (%). Каковы возрастные пики заболеваемости шизофренией (для женщин, для мужчин).
26. Сформулируйте позитивную и негативную симптоматику шизофрении: отличия. Охарактеризуйте шизофреническую симптоматику с точки зрения: нарушений содержания мышления, нарушений восприятия, нарушений эмоциональной сферы, нарушения идентичности, нарушения воли, изоляции, моторного поведения.
27. Назовите типы шизофрении (DSM-4). Недифференцированный тип: симптоматика, прогноз. Кататонический тип: симптоматика, прогноз. Объяснить феномены эхопраксии, эхолалии часто встречающиеся при кататонической форме шизофрении. Дезорганизованный тип: симптоматика, прогноз.
28. Охарактеризуйте параноидный тип шизофрении: симптоматика, прогноз. Объясните понятие шизофрения резидуального типа, шизоаффективное расстройство, шизофреноподобное расстройство.
29. Назовите факторы развития шизофрении: биологический, генетический, семейный и психосоциальный. Объясните смысл экспериментов с Дискордантными /конкордантными близнецы в контексте заболеваемости шизофренией.
30. Сформулируйте концепцию Гр.Бейтса – коммуникация по типу двойной связи или двойное послание (double bind).
31. Объясните смысл синдрома дизрегуляции дофаминергичекской системы (Salience dysregulation syndrome).
32. Сформулируйте смысл психологического вмешательства при шизофрении. Какие тренинговые и когнитивные формы работы с пациентами, страдающими шизофренией вам известны?
33. Назовите категории соматоформных расстройств (DSM-4, МКБ-10). Соматизированное расстройство: симптоматика, диагностические критерии. Болевое расстройство: симптоматика. Иппохондрическое расстройство: симптоматика. Дисморфофобическая расстройство: симптоматика.
34. Назовите категории диссоциативных расстройств (DSM-4, МКБ-10). Диссоциативная фуга: симптоматика. Диссоциативная амнезия: симптоматика. Синдром Ганзера. Как можно объяснить некоторые результаты исследований, где низкие показатели алекситимии связаны с соматоформной симптоматикой?
35. Сформулируйте смысл психологического вмешательства при соматоформных расстройствах. Каковы методы и логика когнитивной-поведенческого подхода при соматоформных и диссоциативных расстройствах?
36. Назовите признаки панической атаки? Как и где обычно возникают приступы паники? Проанализировать примеры отличия панического расстройства от генерализованного тревожного расстройства (ГТР) и социально тревожного расстройства.
37. Сформулируйте агорафобическую симптоматику: примеры. Почему агорафобия часто сочетается с паническими атаками?
38. В каком возрасте чаще обращаются за помощью по поводу панических эпизодов и в каком возрасте обычно проявляется паническая и агорафобическая симптоматика.
39. Какой параметр рассматривается надежным предиктором возникновения в будущем развернутого панического расстройства?
40. Какие факторы влияют на возможность возникновения панического расстройства?
41. Какие формы психологического вмешательства обычно используют при паническом расстройстве и агорафобии? В чем заключается смысл экспозиции в работе с паническим расстройством и агорафобией?
42. На что обращается внимание в первую очередь в современной классификации ПТСР (DSM-IV) на ситуации, в которых возникла симптоматика или на тяжесть переживаемых симптомов?
43. Охарактеризуйте критерии ПТСР (A, B, C, D) с симптомами. В течении какого времени должны наблюдаться симптомы, чтобы можно было говорить о ПТСР?
44. Возможно ли отсроченное начало ПТСР? Какие факторы способствуют отсроченному началу ПТСР?
45. Каким образом теория когнитивной переработки Горовица помогает объяснить симптоматику ПТСР (completion tendency)?
46. Каким образом сознательная и бессознательная переработка травмирующего события связана с типами воспоминаний: 1) «вербально доступные воспоминания» (verbally accessible memories, VAMs) и 2) ситуационно доступные воспо-минания (situationally accessed memories, SAMs).
47. Почему в случае выраженных чувств вины, депрессии, стыда, вызванных травматическим событием, считается недостаточной применение лишь метода экспозиции и следует использовать когнитивные методы?
48. Сформулируйте общую логику психологического когнитивно-поведенческого вмешательства при ПТСР.
49. Дайте определение обсессивно-компульсивному расстройству (ОКР). Приведите примеры навязчивых идей, мыслей. Дайте определение навязчивым мыслям и навязчивым ритуалам.
50. Обязательно ли признание пациентом с ОКР бессмысленности своих переживаний в DSM-IV (требование инсайта)? Почему озабоченность мыслями о еде не всегда можно рассматривать как симптом ОКР?
51. Чем навязчивые мысли (идеи) отличаются от депрессивных руминаций? Каким образом следует различать тревожные мысли при ГТР и навязчивые идеи при ОКР? Охарактеризовать понятия эго-синтонности/эго-дистонности в контексте ОКР.
52. Объясните следующую мысль, характерную для индивидов с ОКР: «даже если человек не согрешил, греховная мысль так же дурна, как и сам грех».
53. Объясните смысл утверждения: «если навязчивые мысли могут быть эго-дистонными, вызы¬ваемая ими автоматическая мысль всегда эго-синтонна»?
54. Какие методы работы с ОКР симптоматикой вам известны? Особенности применения экспозиции при ОКР. Основная стратегия работы с ритуалами при ОКР. Особенности применения когнитивных методов работы при ОКР.
55. Сформулируйте симптомы и проявления социально-тревожного расстройства. Ситуации типичного проявления СТР.
56. Объясните различия генерализованной и негенерализованной формы социального тревожного расстройства (СТР). Для какой из этих форм СТР характерно более раннее начало болезни? С какой формой СТР, генерализованной или не-генерализованной, чаще сочетается избегающее расстройство личности?
57. Почему сочетание методов экспозиции в сочетании с когнитивной интервенцией особенно эффективно при социальном тревожном расстройстве (СТР)?
58. Какие дисфункциональные убеждения свойственны людям, страдающим социальным тревожным расстройством (СТР)? Каким образом люди с СТР воспринимают социальные отношения: как иерархичные и конкурентные или, скорее, как сотрудничающие и доброжелательные (аргументировать)?
59. Какие аффективные расстройства вам известны (в рамках МКБ-10 и DSM-4)?
60. Можно ли детям и подросткам ставить диагноз эпизод большой депрессии (или рекуррентная депрессия) или для этой категории речь идет только о раздражительном и угрюмом настроении?
61. Какие эмоционально-аффективные, мотивационные, когнитивные, психовегетативные, поведенческие, коммуникативные симптомы депрессии вам известны (подробный анализ по пунктам)?
62. Каждый последующий эпизод депрессии уменьшает или увеличивает вероятность рецидива? Аргументируйте ответ.
63. Может ли способствовать снижению депрессии долговременная повышенная концентрация кортизола (гиперкортицизм)? Аргументация.
64. Как связана депрессия с активностью правой / левой префронтальной корой? Какова роль гиппокампа при депрессиях и связь с нарушением памяти?
65. Объясните связь депрессии и когнитивных стилей.
66. Какие стили семейных взаимоотношений усиливают риск депрессивных эпизодов? Как вы понимаете следующий стиль родительского поведения: «недостаточная забота + с выраженным защитным контролем».
67. Какой диагностический критерий является ключевым для диагноза ГТР в DSM-4? Какие другие критерии ГТР (DSM-4) вам известны?
68. Как объяснить результаты исследований, согласно которым беспокойство при ГТР способствует предотвращению соматической симптоматики и подавлению актуальных страхов? Каким образом беспокойство при ГТР способно подавлять эмоциональную переработку страхов?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

Темы для выполнения обязательной работы студента:
 Какие взгляды на психическую норму и патологию прошлых эпох вам известны;
 Ознакомиться с существующими моделями психической нормы и пато-логии;
 Сформулировать смысл модели диатеза-стресса в понимании возникно-вения психических расстройств;
 Назвать известные существующие классификации психических рас-стройств;
 Сформулировать смысл когнитивно-поведенческого подхода к психоло-гическому вмешательству при личностных расстройствах;
 Сформулировать понимание личности в когнитивно-поведенческом под-ходе;
 Определить понятие когнитивной схемы, структуры в когнитивно-поведенческой модели психологического вмешательства;
 Объяснить смысл составления когнитивного профиля в когнитивно-поведенческом подходе при работе с расстройствами личности;
Темы контролируемой самостоятельной работы студента:
 Проанализировать взгляды на причины и лечение психических расстройств;
 Проанализировать факторы возникновения нарушений поведения;
 Изучить модель диатеза-стресса в возникновении психических аномалий;

 Изучить особенности когнитивно-поведенческий подхода к психологи-ческому вмешательству при психических расстройствах;
 Изучить стили мышления, характерные для расстройств личности;
 Проанализировать когнитивно-поведенческие стратегии и методы работы с психическими расстройствами;
 Рассмотреть техники работы психолога в контексте работы с психическими расстройствами;
 Рассмотрение диагностических методик оценки симптоматики в контексте психических расстройств;
 Изучить теоретические подходы к рассмотрению расстройств личности
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А. Психиатрия и медицинская психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Основы патопсихологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля

Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Методические указания студентам для выполнения самостоятель-ной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.


Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по курсу аномалии личности, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей качественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоятельной работы студента направлены на углубленное изучение и закрепление знаний студента в области психических расстройств, на формирование навыков анализа диагностики личностных расстройств.


Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежу-точных тестов по предмету.

На практических занятиях, посвященных рассмотрению когнитивно-поведенческой модели расстройств личности, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений.
На практических занятиях, посвященных анализу когнитивных профилей и когнитивных схем, характерных определенным расстройствам личности, студентам предлагается провести анализ убеждений, правил, установок и автоматических мыслей для различных расстройств личности.
К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.