МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Сковородников А.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Е.В. Демчик


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Е.В. Демчик


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 владением наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач
ОПК-4 владением этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме; готовностью использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации
ОПК-7 способностью свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.абсолютную и относительную хронологию и фактологию исторической науки, базовые исторические понятия, различные подходы к проблемным и спорным вопросам истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим историческим сюжетам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами критического анализа исторической информации; навыками извлечения и критики исторических сведений, получаемых из различных исторических и социальных источников

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук.
1.1. История в системе социально-гуманитарных наук. Лекции 6 2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Особенности становления государственности в мире
2.1. Античная и средневековая цивилизация. Лекции 6 2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Формирование древнерусского государства Практические 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. От Средневековья к Новому времени. Европа в конце XV - XVI вв.
3.1. Монголо-татарское нашествие Лекции 6 2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Генезис идей гуманизма и Реформации. Эпоха Возрождения. Складывание системы абсолютизма в Европе. Сам. работа 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Политическая раздробленность на Руси и развитие цивилизации в русских землях Практические 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Европа,Северная Америка и Россия в XV-XVII вв.
4.1. Социально-политические революции конца XVI-XVIII вв. в Европе и Северной Америке (Нидерланды - Англия - Северная Америка - Франция). Лекции 6 2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.2. Правление Ивана IV Грозного: реформы Избранной Рады и политика опричнины. Сам. работа 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.3. Объединение северо-восточных земель вокруг Москвы. образование и развитие российского государства (Х1V- ХVI вв.) Практические 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.4. Смутное время в истории России. Сам. работа 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.5. Становление и укрепление Российской империи (ХVII-ХVIII вв.) Практические 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Преобразование традиционного общества и государства в XVII-XVIII вв. в странах Европы и Северной Америки. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации.
5.1. Модернизация России в конце XVII - XVIII в. Лекции 6 2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
5.2. Промышленный переворот и процесс создания "индустриального общества" в Европе и Северной Америке (конец XVIII-70-е гг. XIX в.). Сам. работа 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Мир в XIX в. Опыт европейской модернизации.
6.1. Формирование основ зрелого "индустриального общества" в странах Европы и Северной Америки в конце XIX-начале XX вв. Лекции 6 2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
6.2. Российская империя в XIX в., ее внутренняя и внешняя политика Практические 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
6.3. Либеральные реформы Александра II: причины и предпосылки, «цепная реакция реформ». Лекции 6 2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
6.4. Общественно-политическое развитие России в XIX в. Сам. работа 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Мир в первой половине ХХ в.
7.1. Россия и мир в период демократических революций и реформ начала ХХ века Практические 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.2. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция. Образование СССР. Лекции 6 2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.3. Новые явления в развитии стран Запада после первой мировой войны Сам. работа 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.4. Октябрьская революция, гражданская война и иностранная интервенция в России Практические 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.5. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Великая отечественная война. Сам. работа 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.6. Советская страна на путях НЭПа Практические 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.7. Советское государство в 1920-е – 1930-е гг. Лекции 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.8. Политика «перестройки» (1985 – 1991 гг.) в СССР. Сам. работа 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.9. Ускоренное строительство социализма в СССР Практические 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.10. Мир после Второй мировой войны. Истоки "холодной войны" Сам. работа 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.11. Развязывание Второй мировой войны. Великая отечественная война Практические 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.12. Россия в 1990-е – 2000-е гг. Лекции 6 1 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. СССР во второй половине 40-х-середине 60-х гг.
8.1. Россия в 1990-е – 2000-е гг. Лекции 6 2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
8.2. Советское государство и общество в 60-е середине 80-х гг. Практические 6 4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
8.3. Неудачные попытки реформирования советской системы. распад СССР (1985-1991 гг.) Практические 6 2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
8.4. Экзамен Экзамен 6 27 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточного и итогового. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в отдельном приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. История России: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D4977FBF-4F9C-45B2-8A9F-CE9D823E8EDC
Л1.2 Г. Н. Питулько, Ю. Н. Полохало, Е. С. Стецкевич, В. В. Шишкин ; под ред. Г. Н. Питулько Всемирная история в 2 ч. Часть 2. История нового и новейшего времени: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт,. , 2018 www.biblio-online.ru/book/71A4517C-B358-477C-92FD-C95CE52D887D
Л1.3 А. В. Сидоров История России в 2 ч. Часть 1. IX — начало XX века: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E0B91570-1A62-4F04-B5B9-A40B2DFB08AD.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зуев М.Н. История России: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л2.2 Федоров В.А. История России, 1861-1917: учебник М.: Юрайт, 2011
Л2.3 Кириллов В.В. История России: учеб. пособие : М.: Юрайт, 2011
Л2.4 Ходяков М.В. Новейшая история России (1914-2010): учеб. пособие для бакалавров: М. Юрайт, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Э2 Всемирная история: http://historic.ru/books/
Э3 Всемирная история: http://www.world-history.ru/
Э4 Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
Э5 История государства: http://statehistory.ru/list/
Э6 История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Э7 Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/
Э8 Материалы по русской истории: http://www.magister.msk.ru/library
Э9 Мировая цифровая библиотека: http://www.wdl.org/ru
Э10 Мир истории: http://gpw.tellur.ru
Э11 Музеи России: http://www.museum.ru/
Э12 Отечественная история: http://www.lants.tellur.ru:8100/history/index.htm
Э13 Поиск электронных книг: http://www.poiskknig.ru/
Э14 Сайт Российской национальной библиотеки: http://www.nlr.ru/
Э15 Утерянная империя: http://lost-empire.ru
Э16 Хронос: http://www.hrono.ru/
Э17 Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/
Э18 Электронный журнал «Родина»: http://istrodina.com/
Э19 История.РФ histrf.ru
Э20 Всемирная история historic.ru
Э21 Курс на Moodle «История (для ИМКФиП)» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к лекционным занятиям по дисциплине включает в себя предварительное ознакомление с методическими рекомендациями к выполнению всех практических заданий, прилагаемых к каждой теме курса.

В ходе лекционных занятий необходимо конспектировать учебный теоретический материал, обращая внимание на формулировки понятий, раскрывающих специфику и содержание основных событий отечественной истории в контексте мирового исторического процесса, на различные подходы к изучению истории, теоретические выводы и практические советы преподавателя. В конспектах следует оставлять свободные поля, на которые впоследствии можно будет поместить выписки из рекомендованной литературы, дополняющие объем материала прослушанной лекции.

По окончании лекции можно задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений и дискуссионных аспектов той или иной темы, связанной с выявлением закономерностей исторического развития.

Целесообразно дорабатывать свой конспект лекции самостоятельно дома или в библиотеке, делая в нем соответствующие записи из литературы, предусмотренной учебной программой или рекомендуемой преподавателем.

Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, учат формулировать мысли, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.

Подготовка к практическому занятию включает два этапа. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление краткого плана-конспекта мобилизует и повышает эффективность освоения учебной дисциплины. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к предстоящему занятию. Изучая рекомендованную для освоения темы литературу, необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его теоретическая часть. Основной объем осваивается именно в процессе самостоятельной работы. В связи с этим важно изучить рекомендуемую преподавателем литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на практическое применение рассматривавшихся теоретических аспектов темы. Вам следует подготовить тезисы для выступлений по вопросам, выносимым на практическое занятие, продумать примеры с целью обеспечения тесной связи теории с историей страны и мира.

В рамках самостоятельной работы студен углубляет полученные знания в рамках лекционных занятий. Основные виды самостоятельной работы студентов: 1. самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины, чтение и анализ источников, конспектирование, изучение новых понятий; 2. подготовка к практическим занятиям, а также к тесту и экзамену.

Самостоятельная работа осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.

Самостоятельная работа в аудиторное время может включать:

* конспектирование (составление тезисов) лекций;

* выполнение контрольных практических заданий;

* работу со справочной и методической литературой;

* работу с нормативными правовыми актами;

* защиту выполненных работ;

* участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины, в собеседованиях, тестировании, ролевых играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях и др.

Самостоятельная работа во внеаудиторное время может состоять из:

* изучения учебной и научной литературы в процессе подготовки к практическим занятиям;

* ознакомления с нормативными правовыми актами, в т.ч. имеющимися в электронных ресурсах сетевой базы данных;

* выполнения практических заданий;

* подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;

* подготовки выполнения курсовых работ, предусмотренных учебным планом;

* выполнения выпускных квалификационных работ и др.

* самоконтроля путем ответов на вопросы практических заданий, представленных в учебно-методических рекомендациях по отдельным вопросам изучаемой темы.