МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, С.П. Грушин

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Е.В. Демчик

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Введение в профессию» является усвоение системы подготовки бакалавров по направлению «Антропология и этнология» и формирование мотивации к осуществлению основных направлений профессиональной деятельности.
Задачи курса:
- определить место направления «Антропология и этнология» в системе высшего профессионального образования в России и дать ему общую характеристику;
- познакомить с ФГОС ВПО по указанному направлению, продемонстрировать имеющиеся особенности и преимущества учебного плана;
- объяснить систему текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся студентов;
- конкретизировать роль самостоятельной работы студентов (СРС) в вузе;
- подготовить к учебно-исследовательской работе и написанию курсовой и выпускной квалификационной работы;
– раскрыть основные этапы становления антрополдогии и этнологии как научных и как учебных дисциплин;
- обозначить основную проблематику современных научных исследований в антропологии и этнологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-3 владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
ОПК-4 готовностью к осознанию социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности этнических, конфессиональных и культурных различий
3.2.Уметь:
3.2.1.толерантно воспринимать этнические, конфессиональные и культурные различия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами учебно-исследовательской работы в области антропологии и этнографии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1
1.1. Высшее профессиональное образование в России Лекции 1 6 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
1.2. ФГОС ВПО по направлению «Антропология и этнология». Содержание основной образовательной программы Лекции 1 6 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.3. Антропология и этнология как научные дисциплины Лекции 1 6 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.4. Современные направления антропологии и этнологии Лекции 1 6 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.5. Высшее профессиональное образование в России Сам. работа 1 18 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.6. ФГОС ВПО по направлению «Антропология и этнология». Содержание основной образовательной программы Сам. работа 1 18 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.7. Антропология и этнология как научные дисциплины Сам. работа 1 18 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.8. Современные направления антропологии и этнологии Сам. работа 1 18 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.9. Высшее профессиональное образование в России Практические 1 2 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.10. ФГОС ВПО по направлению «Антропология и этнология». Содержание основной образовательной программы Практические 1 2 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.11. Антропология и этнология как научные дисциплины Практические 1 4 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.12. Современные направления антропологии и этнологии Практические 1 4 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История и современная структура высшего профессионального образования в России.
2. Краткая история создания и развития Алтайского государственного университета. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся студентов. Самостоятельная работа студентов (СРС) в вузе.
3. Учебно-исследовательская работа студентов. Курсовая работа.
4. Общая характеристика направления подготовки «Антропология и этнология».
5. Учебный план в АлтГУ по направлению «Антропология и этнология».
6. Развитие антропологии и этнологии как учебных дисциплин.
7. Базовые понятия современной антропологии и этнологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ
1. Особенности и требования к самостоятельной работе студентов.
2. Содержание и виды учебно-исследовательской работы студентов.
3. История высшего образования в России.
4. Базовые понятия антропологии
5. Базовые понятия этнографии.

Темы рефератов
1. Особенности учебного процесса в высшем учебном заведении
2. Особенности высшего профессионального образования в России
3. Антропология как научная дисциплина
4. Этнография как научная дисциплина
5. Содержание и особенности профессиональной деятельности антрополога
6. Содержание и особенности профессиональной деятельности этнографа
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Назовите дату основания первого европейского университета в Болонье (Италия)

2. Раскройте сущность Болонского процесса.

3. Московский университет был основан:
1) 1764 г.
2) в 1755 г.
3) в 1855 г.

4. Какие ступени образования относятся к уровням современного высшего образования:

5. Перечислите виды самостоятельной работы студентов.

6. Раскройте структуру курсовой работы.

7. Перечислите основные этапы становления антропологии.

8. Перечислите основные этапы становления этнологии.

9. «Антропос» с греческого переводится как...
1) сила
2) земля
3) вода
4) человек
5) интеллект

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 М. А. Козлова, А. И. Козлов Антропология: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EFB028CA-0DDE-464E-A66C-2A24F7418501
Л1.3 Садохин А.П. Основы этнологии : учебное пособие М.: Юнити-Дана //ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И. И. Назаров Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 А. Г. Россинский, М. Г. Костерина Основы научных исследований и подготовка дипломного реферата: учеб.-метод. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета www.museolog.rsuh.ru
Э2 Федеральная служба государственной статистики. : http://www.gks.ru/
Э3 Сайты государственных органов РФ www.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReade
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70.
На зачетное занятие допускаются студенты, выполнившие все задания оцененные не менее чем в 50 баллов и не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он прочно усвоил программный материал курса и демонстрирует это исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагая его, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает ответы, выделяет главное и обобщает сказанное;
Оценка «незачтено» выставляется студенту, который при ответе не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы или не справляется с ними самостоятельно.

В рамках СРС могут быть использованы периодические издания:
Вопросы антропологии: науч. ст. и материалы/ МГУ им. М. В. Ломоносова; ред. В. П. Якимов ; сост. Н. Я. Алмазова.- М. : МГУ. - Вып. 68.- 1981. - 143 с.
Справочник руководителя учреждения культуры. Периодическое издание (2009–2014 гг.)
Музей: ежемес. журн. / Издательский дом «ПАНОРАМА». – М., 2009–2012.