МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, С.П. Грушин

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Е.В. Демчик

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Введение в профессию» является усвоение системы подготовки бакалавров по направлению «Антропология и этнология» и формирование мотивации к осуществлению основных направлений профессиональной деятельности.
Задачи курса:
- определить место направления «Антропология и этнология» в системе высшего профессионального образования в России и дать ему общую характеристику;
- познакомить с ФГОС ВПО по указанному направлению, продемонстрировать имеющиеся особенности и преимущества учебного плана;
- объяснить систему текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся студентов;
- конкретизировать роль самостоятельной работы студентов (СРС) в вузе;
- подготовить к учебно-исследовательской работе и написанию курсовой и выпускной квалификационной работы;
– раскрыть основные этапы становления антрополдогии и этнологии как научных и как учебных дисциплин;
- обозначить основную проблематику современных научных исследований в антропологии и этнологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-3 владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
ОПК-4 готовностью к осознанию социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности этнических, конфессиональных и культурных различий
3.2.Уметь:
3.2.1.толерантно воспринимать этнические, конфессиональные и культурные различия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами учебно-исследовательской работы в области антропологии и этнографии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1
1.1. Высшее профессиональное образование в России Лекции 1 6 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
1.2. ФГОС ВПО по направлению «Антропология и этнология». Содержание основной образовательной программы Лекции 1 6 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.3. Антропология и этнология как научные дисциплины Лекции 1 6 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.4. Современные направления антропологии и этнологии Лекции 1 6 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.5. Высшее профессиональное образование в России Сам. работа 1 18 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.6. ФГОС ВПО по направлению «Антропология и этнология». Содержание основной образовательной программы Сам. работа 1 18 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.7. Антропология и этнология как научные дисциплины Сам. работа 1 18 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.8. Современные направления антропологии и этнологии Сам. работа 1 18 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.9. Высшее профессиональное образование в России Практические 1 2 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.10. ФГОС ВПО по направлению «Антропология и этнология». Содержание основной образовательной программы Практические 1 2 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.11. Антропология и этнология как научные дисциплины Практические 1 4 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2
1.12. Современные направления антропологии и этнологии Практические 1 4 ОК-6, ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История и современная структура высшего профессионального образования в России.
2. Краткая история создания и развития Алтайского государственного университета. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся студентов. Самостоятельная работа студентов (СРС) в вузе.
3. Учебно-исследовательская работа студентов. Курсовая работа.
4. Общая характеристика направления подготовки «Антропология и этнология».
5. Учебный план в АлтГУ по направлению «Антропология и этнология».
6. Развитие антропологии и этнологии как учебных дисциплин.
7. Базовые понятия современной антропологии и этнологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ
1. Особенности и требования к самостоятельной работе студентов.
2. Содержание и виды учебно-исследовательской работы студентов.
3. История высшего образования в России.
4. Базовые понятия антропологии
5. Базовые понятия этнографии.

Темы рефератов
1. Особенности учебного процесса в высшем учебном заведении
2. Особенности высшего профессионального образования в России
3. Антропология как научная дисциплина
4. Этнография как научная дисциплина
5. Содержание и особенности профессиональной деятельности антрополога
6. Содержание и особенности профессиональной деятельности этнографа
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Назовите дату основания первого европейского университета в Болонье (Италия)

2. Раскройте сущность Болонского процесса.

3. Московский университет был основан:
1) 1764 г.
2) в 1755 г.
3) в 1855 г.

4. Какие ступени образования относятся к уровням современного высшего образования:

5. Перечислите виды самостоятельной работы студентов.

6. Раскройте структуру курсовой работы.

7. Перечислите основные этапы становления антропологии.

8. Перечислите основные этапы становления этнологии.

9. «Антропос» с греческого переводится как...
1) сила
2) земля
3) вода
4) человек
5) интеллект

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 М. А. Козлова, А. И. Козлов Антропология: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EFB028CA-0DDE-464E-A66C-2A24F7418501
Л1.3 Садохин А.П. Основы этнологии : учебное пособие М.: Юнити-Дана //ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И. И. Назаров Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 А. Г. Россинский, М. Г. Костерина Основы научных исследований и подготовка дипломного реферата: учеб.-метод. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета www.museolog.rsuh.ru
Э2 Федеральная служба государственной статистики. : http://www.gks.ru/
Э3 Сайты государственных органов РФ www.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReade
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70.
На зачетное занятие допускаются студенты, выполнившие все задания оцененные не менее чем в 50 баллов и не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он прочно усвоил программный материал курса и демонстрирует это исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагая его, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает ответы, выделяет главное и обобщает сказанное;
Оценка «незачтено» выставляется студенту, который при ответе не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы или не справляется с ними самостоятельно.

В рамках СРС могут быть использованы периодические издания:
Вопросы антропологии: науч. ст. и материалы/ МГУ им. М. В. Ломоносова; ред. В. П. Якимов ; сост. Н. Я. Алмазова.- М. : МГУ. - Вып. 68.- 1981. - 143 с.
Справочник руководителя учреждения культуры. Периодическое издание (2009–2014 гг.)
Музей: ежемес. журн. / Издательский дом «ПАНОРАМА». – М., 2009–2012.