Закреплена за кафедрой | Кафедра уголовного права и криминологии |
---|---|
Направление подготовки | 40.03.01. Юриспруденция |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z40_03_01_Юриспруденция-12345-2020 для сайта |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 92 | 92 | 92 | 92 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии
Протокол от 03.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович
1.1. | Цель изучения дисциплины – овладение студентами теоретическими знаниями, умениями и навыками профессиональной профилактики преступлений и правонарушений. Задачи изучения дисциплины заключаются в том, чтобы сформировать у студентов знания об основных понятиях и категориях криминологии; познакомить с научной и учебной литературой, материалами международной и российской практики борьбы с преступностью; научить криминологическому анализу преступности и её видов, организации и методам проведения криминологиче6ских исследований; выработать умение и навыки моделирования программ предупреждения преступности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-4 | способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу |
ПК-11 | способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению |
ПК-12 | способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-11, ОПК-4, ПК-12 - основные международные и российские нормативные правовые акты и официальные документы по противодействию преступности; - основные результаты, проблемы и направления работы по борьбе с преступностью в России и за рубежом; - основные способы и методы противодействия преступности; - зарубежную законотворческую и правоприменительную практику борьбы с преступностью |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-11, ОПК-4, ПК-12 - выделять основные показатели преступности, тенденции, прогноз; - выделять приоритетные направления борьбы с преступностью в современной России; - принимать управленческие решения по организации профилактики преступности; - анализировать причины и условия преступности, выделять приоритетные направления повышения эффективности применения профилактических мер |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-11, ОПК-4, ПК-12 - общими навыками анализа, методики организации и проведения криминологических исследований; - навыками анализа нормативных правовых, официальных, статистических и иных источников; - навыками анализа правоприменительной практики борьбы с преступностью; - навыками планирования мер противодействия преступности и прогнозирования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии. История развития криминологии. | ||||||
1.1. | 1.1 Понятие, предмет, система и задачи криминологии. История развития криминологии. Современные криминологические теории | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-11, ПК-12, ОПК-4 | Л2.5, Л1.1 |
Раздел 2. Организация и методы криминологических исследований. | ||||||
2.1. | 2.3 Методология и методика криминологических исследований. Методы, применяемые в криминологических исследованиях. Организация и этапы криминологических исследований | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-11, ПК-12, ОПК-4 | Л2.3, Л1.2 |
Раздел 3. Преступность и её основные характеристики | ||||||
3.1. | Понятие преступности. Основные показатели преступности. Латентная преступность | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-11, ПК-12, ОПК-4 | Л2.4, Л1.1 |
Раздел 4. Личность преступника | ||||||
4.1. | Понятие личности преступника. Классификация (типология) преступников. Социальное и биологическое в личности преступника. Механизм индивидуального преступного поведения | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-11, ПК-12, ОПК-4 | Л2.5, Л1.2 |
Раздел 5. Причины и условия преступности | ||||||
5.1. | Понятие и система причин и условий преступности. Особенности причин и условий преступности в современной России. Виктимогенные условия преступности | Лекции | 4 | 2 | ПК-11, ПК-12, ОПК-4 | Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Понятие и система причин и условий преступности. Особенности причин и условий преступности в современной России. Виктимогенные условия преступности | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-11, ПК-12, ОПК-4 | Л2.3, Л1.2 |
Раздел 6. Предупреждение преступности | ||||||
6.1. | Понятие, виды, цели, уровни предупреждения преступности. Субъекты предупреждения преступности. Криминологическое прогнозирование и планирование | Лекции | 4 | 2 | ПК-11, ПК-12, ОПК-4 | Л2.2, Л1.1 |
6.2. | Понятие, виды, цели, уровни предупреждения преступности. Субъекты предупреждения преступности. Криминологическое прогнозирование и планирование | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-11, ПК-12, ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Преступность экономической направленности | ||||||
7.1. | Криминологическая характеристика преступности экономической направленности, причины и условия,личность преступника, предупреждение | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-11, ПК-12, ОПК-4 | Л2.5, Л1.1 |
Раздел 8. Насильственная преступность | ||||||
8.1. | Криминологическая характеристика насильственной преступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение | Практические | 4 | 8 | ПК-11, ПК-12, ОПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
8.2. | Криминологическая характеристика насильственной преступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-11, ПК-12, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
Раздел 9. Организованная и коррупционная преступность | ||||||
9.1. | Криминологическая характеристика организованной и коррупционнойпреступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-11, ПК-12, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
Раздел 10. Преступность несовершеннолетних | ||||||
10.1. | Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних, причины и условия,личность преступника, предупреждение | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-11, ПК-12, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
Раздел 11. Рецидивная и профессиональная преступность | ||||||
11.1. | Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-11, ПК-12, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Возникновение и становление криминологии. Основные криминологические школы. 2. Понятие, предмет, задачи и система криминологии. 3. Место криминологии в системе отраслей научных знаний. 4. Основные методы, применяемые в криминологических исследованиях. 5. Понятие преступности и ее основные черты. 6. Показатели состояния преступности (абсолютные показатели, коэффициенты преступности, показатели структуры преступности). 7. Понятие динамики преступности, задачи ее изучения и методы исчисления. 8. Латентная преступность и методы ее выявления. 9. Общая характеристика и динамика преступности в России в 2000-2014 гг. 10. Классификация причин и условий преступности. 11. Экономические отношения и преступность: причинный аспект. 12. Политические отношения и преступность: причинный аспект. 13. Социальные отношения и преступность: причинный аспект. 14. Условия, способствующие совершению преступлений. 15. Проблемы социально-биологических детерминант преступности. 16. Понятие личности преступника. 17. Понятие и структура криминологической характеристики личности преступника. 18. Классификация и типология преступников. 19. Понятие, общая характеристика и основные типы механизма преступного поведения. 20. Формирование личностных свойств, обуславливающих мотивацию преступного поведения. 21. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения. 22. Виктимология. Роль виктимологических факторов в механизме преступного поведения. 23. Понятие, задачи, виды и уровни предупреждения преступности. 24. Меры предупреждения преступности, их классификация и требования, предъявляемые к ним. 25. Субъекты предупреждения преступности и их профилактическая деятельность. 26. Состояние, структура и динамика преступности несовершеннолетних. 27. Состояние, структура и динамика рецидивной преступности. 28. Состояние, структура и динамика насильственной преступности. 29. Состояние, структура и динамика женской преступности. 30. Понятие и общая характеристика организованной преступности. 31. Понятие и общая характеристика профессиональной преступности. 32. Состояние, структура и динамика неосторожной преступности. 33. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника. 34. Криминологическая характеристика личности преступника – рецидивиста. 35. Криминологическая характеристика личности насильственного преступника. 36. Криминологическая характеристика корыстного преступника. 37. Причины и условия преступности несовершеннолетних. 38. Причины и условия рецидивной преступности. 39. Причины и условия экономической преступности. 40. Причины и условия насильственной преступности. 41. Причины и условия неосторожной преступности. 42. Причины и условия женской преступности. 43. Предупреждение преступности несовершеннолетних. 44. Предупреждение рецидивной преступности. 45. Предупреждение организованной преступности. 46. Предупреждение насильственной преступности. 47. Предупреждение неосторожной преступности. 48. Предупреждение преступности экономической направленности. 49. Предупреждение женской преступности. 50. Криминологическая характеристика и предупреждение экологической преступности. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. История и этапы развития криминологии в России. 2. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: проблемы и решения. 3. Латентная преступность (понятие, структура, причины, методы исследования). 4. Личность преступника. 5. Виктимологические условия преступности. 6. Организованная преступность (понятие, история, виды, причины, предупреждение). 7. Коррупция как криминологическая проблема. 8. Преступность и политика. 9. Женская претупность. 10.Пенитенциарная преступность. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Программы ФОС размещаются в Приложении изучаемой дисциплины. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под общ. ред. Капинус О.С. | Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
Л1.2 | Афанасьева, О. Р. | Криминология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Далгалы, Т. А. | Преступления против общественной безопасности. Криминологический, международный и сравнительно-правовой аспекты : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
Л2.2 | А. В. Мартыненко [и др.] ; под общей редакцией А. В. Мартыненко, Л. А. Потаповой. | Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие для вузов : Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
Л2.3 | Козаченко, И. Я. | Криминология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | Москва:Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
Л2.4 | Авдийский В.И. - под ред., Букалерова Л.А. - под ред. | КРИМИНОЛОГИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2023 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Фоменко, Е. В. | Правовые основы противодействия терроризму. Уголовно-правовой и криминологический аспекты : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | СПС «КонсультантПлюс» | |||
Э2 | ИПС «Гарант» | |||
Э3 | Сайт Верховного Суда РФ www.supcoutr.ru | |||
Э4 | Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru | |||
Э5 | Информационный ресурс www.pravo.ru | |||
Э6 | Сайт «Научной электронной библиотеки LIBRARY.RU». Режим доступа: http:// elibrary. ru/defaulix.asp | |||
Э7 | Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ spravka usloviya_ dostupa.html | |||
Э8 | курс | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
7.3.1 Операционная система Windows 8/ Windows xp. 7.3.2 Браузер16/ Google Chrome 7.3.3 Текстовый редактор Vicrosoft Word 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайты органов государственной власти и иных государственных органов: Сайт Конституционного Суда РФ. Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx Сайт Федерального Собрания РФ. Режим доступа: http://www.gov.ru/main/page7.html Сайт Президента РФ. режим доступа: http://www.kremlin.ru/ Сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/ Сайт Верховного Суда РФ. Режим доступа: http://www.vsrf.ru/ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2334 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания по проведению конкретных видов учебных занятий, комплекс рекомендаций и разъяснений по выполнению контрольных заданий студентами излагается в Приложении дисциплины. |