МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология зависимости

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 201
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 201 201 201 201
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
К.психол. наук, Доцент, Даренских Светлана Сергеевна

Рецензент(ы):
Д.психол.н., Зав.кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология зависимости

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
• обеспечить комплексное представление о социальных, психологических и биологических изменениях, происходящих в процессе формирования психологической зависимости. Представить социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления лиц с психологической аддикцией.
• представить анализ социально-психологических изменений, связанных с психологической аддикцией.

Задачи курса:

• рассмотреть теоретико-методологические основы психологии аддикций, основы психокоррекционной работы с лицами с психологической аддикцией;
• рассмотреть основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ. психологические характеристики представителей с разными типами психологических аддикций;
• получить знания об основных путях профилактики аддиктивного поведения, а также лечения и реабилитации лиц с аддиктивными расстройствами; об основных путях законодательного егулирования распространения наркотизма среди молодежи;
• освоить особенности профилактической работы с лицами с психологической аддикцией;
• должны приобрести навыки основных стратегий поведения при подозрении на употребление аддиктивных веществ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
ПСК-4.5 способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О научных подходах в области «Психологии зависимости» на основе междисциплинарного подхода, сочетающего элементы социологического, психологического и биологического анализа.
3.2.Уметь:
3.2.1.• должны знать основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ;
• должны знать основные признаки аддиктивного поведения, явные и скрытые свойства аддиктивных веществ, последствия употребления основных классов аддиктивных веществ
• должны уметь самостоятельно распознавать проявления зависимости, должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков сопротивления групповому давлению в ситуациях употребления аддиктивных веществ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Профилактической работы аддиктивного поведения.
Должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков безопасного сосуществования с потребителями аддиктивных веществ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология аддикций.
1.1. Аддиктивное поведение как форма девиации. Лекции 5 1 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.2. Теории аддиктивного поведения. Сам. работа 5 20 ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.3. Возрастные факторы риска. Роль семьи и образования в возникновении и развитии аддиктивного поведения Сам. работа 5 20 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.4. Трудоголизм, пищевая зависимость, ониомания, гемблинг Практические 5 0 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.5. Технологическая зависимость, интернет зависимость, как формы аддиктивного поведения. Сам. работа 5 20 ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.6. Социально-психологические факторы аддиктивного поведения. Сам. работа 5 20 ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.7. Интернет-зависимость, компьютерная зависимость Практические 5 0 ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.8. Химическая зависимость как биопсихосоциальное явление, ее природа и закономерности формирования Лекции 5 1 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.9. Явные и скрытые свойства аддиктивных веществ. Сам. работа 5 20 ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.10. Современная классификация аддиктивных расстройств (МКБ-10). Сам. работа 5 12 ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.11. Зависимость от наркотиков и других психоактивных веществ Сам. работа 5 10 ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.12. Особенности распространения наркотиков среди молодёжи. Медицинские, психологические и социальные аспекты проблемы наркотизации населения. Практические 5 1 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.13. Физиологические и психические последствия вследствие злоупотребления наркотиками и психотропными веществами. Практические 5 1 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.14. Особенности традиционных способов профилактики наркомании, их недостаточная эффективность. Сам. работа 5 6 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.15. Зависимость от алкоголя. Практические 5 1 ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л1.1
1.16. Причины и условия, которые оказывают содействие употреблению алкоголю. Сам. работа 5 6 ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.17. Зависимость от табачных изделий. Влияние табакокурения на организм. Сам. работа 5 6 ПК-9, ПК-10, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л1.1
1.18. Созависимость Сам. работа 5 10 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.19. Копирующее поведение и реакция отрицательной имитации. Как избавится от созависимости. Сам. работа 5 10 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.20. Социальные и юридические аспекты употребления аддиктивных веществ. Сам. работа 5 6 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.21. Жизнь в одной семье с зависимым человеком Практические 5 0 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.22. Особенности профилактики в области химической зависимости Сам. работа 5 10 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.23. Виктимологическая характеристика лиц, употребляющих аддиктивные вещества. Сам. работа 5 11 ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.24. Работа с различными категориями и группами населения: предупреждение адиктивного поведения граждан, реадаптация в обществе лиц, которые употребляют адиктивные вещества. Практические 5 1 ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.25. Альтернативы употреблению аддиктивных веществ. Сам. работа 5 10 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.26. Зависимость от сексуальных отношений. Религиозный фанатизм. Сам. работа 5 4 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.27. Итоговая аттестация по дисциплине Экзамен 5 9 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост. К. В. Сельченок Психология зависимости: хрестоматия Минск : ХАРВЕСТ, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 Курс в Moodle " Психология зависимости " portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
• http://www.biblioclub.ru/
• http://e.lanbook.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки заданий по данной дисциплине придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
1. Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
2. Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию.
3. Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
4. Запоминайте фамилии ведущих психологов и даты.
5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов.
6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников.
7. Изучайте первоисточники.
8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
10. Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.
11. При подготовке доклада студенту рекомендуется:
Составить план выступления;
При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
Время доклада 10 минут;
После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
Приветствуется использование электронной презентации;
Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.