Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 201 | 201 | 201 | 201 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Цели курса: • обеспечить комплексное представление о социальных, психологических и биологических изменениях, происходящих в процессе формирования психологической зависимости. Представить социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления лиц с психологической аддикцией. • представить анализ социально-психологических изменений, связанных с психологической аддикцией. Задачи курса: • рассмотреть теоретико-методологические основы психологии аддикций, основы психокоррекционной работы с лицами с психологической аддикцией; • рассмотреть основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ. психологические характеристики представителей с разными типами психологических аддикций; • получить знания об основных путях профилактики аддиктивного поведения, а также лечения и реабилитации лиц с аддиктивными расстройствами; об основных путях законодательного егулирования распространения наркотизма среди молодежи; • освоить особенности профилактической работы с лицами с психологической аддикцией; • должны приобрести навыки основных стратегий поведения при подозрении на употребление аддиктивных веществ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-9 | способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПСК-4.4 | способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения |
ПСК-4.5 | способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением |
ПСК-4.6 | готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | О научных подходах в области «Психологии зависимости» на основе междисциплинарного подхода, сочетающего элементы социологического, психологического и биологического анализа. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • должны знать основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ; • должны знать основные признаки аддиктивного поведения, явные и скрытые свойства аддиктивных веществ, последствия употребления основных классов аддиктивных веществ • должны уметь самостоятельно распознавать проявления зависимости, должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков сопротивления групповому давлению в ситуациях употребления аддиктивных веществ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Профилактической работы аддиктивного поведения. Должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков безопасного сосуществования с потребителями аддиктивных веществ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психология аддикций. | ||||||
1.1. | Аддиктивное поведение как форма девиации. | Лекции | 5 | 1 | ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Теории аддиктивного поведения. | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Возрастные факторы риска. Роль семьи и образования в возникновении и развитии аддиктивного поведения | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Трудоголизм, пищевая зависимость, ониомания, гемблинг | Практические | 5 | 0 | ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Технологическая зависимость, интернет зависимость, как формы аддиктивного поведения. | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Социально-психологические факторы аддиктивного поведения. | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Интернет-зависимость, компьютерная зависимость | Практические | 5 | 0 | ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Химическая зависимость как биопсихосоциальное явление, ее природа и закономерности формирования | Лекции | 5 | 1 | ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Явные и скрытые свойства аддиктивных веществ. | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Современная классификация аддиктивных расстройств (МКБ-10). | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Зависимость от наркотиков и других психоактивных веществ | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Особенности распространения наркотиков среди молодёжи. Медицинские, психологические и социальные аспекты проблемы наркотизации населения. | Практические | 5 | 1 | ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Физиологические и психические последствия вследствие злоупотребления наркотиками и психотропными веществами. | Практические | 5 | 1 | ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Особенности традиционных способов профилактики наркомании, их недостаточная эффективность. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Зависимость от алкоголя. | Практические | 5 | 1 | ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л1.1 |
1.16. | Причины и условия, которые оказывают содействие употреблению алкоголю. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Зависимость от табачных изделий. Влияние табакокурения на организм. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-9, ПК-10, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л1.1 |
1.18. | Созависимость | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.19. | Копирующее поведение и реакция отрицательной имитации. Как избавится от созависимости. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.20. | Социальные и юридические аспекты употребления аддиктивных веществ. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.21. | Жизнь в одной семье с зависимым человеком | Практические | 5 | 0 | ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.22. | Особенности профилактики в области химической зависимости | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.23. | Виктимологическая характеристика лиц, употребляющих аддиктивные вещества. | Сам. работа | 5 | 11 | ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.24. | Работа с различными категориями и группами населения: предупреждение адиктивного поведения граждан, реадаптация в обществе лиц, которые употребляют адиктивные вещества. | Практические | 5 | 1 | ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.25. | Альтернативы употреблению аддиктивных веществ. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.26. | Зависимость от сексуальных отношений. Религиозный фанатизм. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.27. | Итоговая аттестация по дисциплине | Экзамен | 5 | 9 | ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | сост. К. В. Сельченок | Психология зависимости: хрестоматия | Минск : ХАРВЕСТ, 2005 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Линде Н.Д. | Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
Э3 | Курс в Moodle " Психология зависимости " | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
• http://www.biblioclub.ru/ • http://e.lanbook.com |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе подготовки заданий по данной дисциплине придерживайтесь следующих общих рекомендаций. 1. Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий. 2. Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию. 3. Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д. 4. Запоминайте фамилии ведущих психологов и даты. 5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов. 6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников. 7. Изучайте первоисточники. 8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников 9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении. 10. Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий. 11. При подготовке доклада студенту рекомендуется: Составить план выступления; При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме; Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.) Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада; Время доклада 10 минут; После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории; Приветствуется использование электронной презентации; Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену. |