Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_АиЭ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин
1.1. | Целью урса является освоение основ методики проведения историко-культурной экспертизы. Соответственно к задачами такого рода занятий относится: 1. Выбор и формулировка темы исследования и составление перспективного плана работы в области антропологии и этнологии, 2. Научиться оформлять письменную научную работу и библиографический список (курсовая работа, тезисы доклада, научная статьяи др.), 3. Получить навыки подготовки устного публичного исследовательского выступления (доклада) и выступления с ним, 4. Освоить основы культуры научного мышления (аргументация собственного мнения, участие в дискуссии, грамотное построение устного выступления и др., 5. Изучить многообразие источников по антропологии и этнологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01 |
ПК-5 | владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные понятия особенности историко-культурной экспертизы; - известный опыт проведения историко-культурной экспертизы объектов наследия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - логично представлять освоенное знание в различных формах; – осуществлять планирование, осуществление и оформление результатов историко-культурной экспертизы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - в сфере историко-культурной экспертизы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности | ||||||
1.1. | Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности. История становления методологии атрибуции и экспертизы | Лекции | 4 | 4 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности | Практические | 4 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Атрибуция движимых этнографических памятников | ||||||
2.1. | Атрибуция движимых этнографических памятников | Лекции | 4 | 4 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Атрибуция движимых этнографических памятников | Лекции | 4 | 4 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Антропологические и этнологические источники в музеях | ||||||
3.1. | Атрибуция недвижимых этнографических памятников | Лекции | 4 | 4 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Атрибуция недвижимых этнографических памятников | Практические | 4 | 10 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Опыт российских музеев в проведении экспертизы этнографических объектов | ||||||
4.1. | Опыт российских музеев в проведении экспертизы этнографических объектов | Практические | 4 | 8 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Справочные, терминологические, электронные и периодические издания по антропологии, этнологии, музеологии | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Государственное управление культурой в РФ. Цели историко-культурной экспертизы. 2. Виды объектов этнографического наследия. 3. Особенности историко-культурной экспертизы движимых памятников этнографического наследия. 4. Особенности историко-культурной экспертизы недвижимых этнографических объектов. 5. Разновидности музейных этнографических коллекций и специфика их экспертизы. 6. Многообразие видов и особенности объектов этнографического наследия. 7. Этнографические памятники в Кунсткамере: изучение и опыт историко-культурной экспертизы. 8. Этнографические памятники в Российском этнографическом музее: изучение и опыт историко-культурной экспертизы. 9. Этнографические памятники в Алтайском крае: изучение и опыт историко-культурной экспертизы. 10. Этнографические памятники в музеях Барнаула: изучение и опыт историко-культурной экспертизы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Пример практического задания: 1) Осуществите и представьте результаты историко-культурной экспертизы движимого этнографического памятника из собрания Алтайского государственного краеведческого музея. 2) Осуществите и презентуйте историко-культурную экспертизу недвижимого этнографического памятника, расположенного на территории Алтайского края. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т. Г. Гребенникова | Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т.Г. Гребенникова | Музеология: введение в профессию: Учебное пособие | Изд-во АлтГУ , 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.voopik.ru/ | www.voopik.ru | ||
Э2 | Историко-культурная экспертиза | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | Вестник музеологии. – 2011. – №3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://history.spbu.ru/index.php?chpu=Voprosy_museologii | history.spbu.ru | ||
Э4 | Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета представляет научные статьи (на русском и иностранных языках) и указатели литературы по истории музеев и отдельным направлениям музейной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museolog.rsuh.ru/biblioteka.html | www.museolog.rsuh.ru | ||
Э5 | Общество изучения русской усадьбы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oiru.org/ | oiru.org | ||
Э6 | Институт наследия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.heritage-institute.ru | www.heritage-institute.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Лекции представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки. При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее. При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet. В рамках СРС могут быть использованы периодические издания: Журнал «Музей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.panor.ru/journals/museum/index.php Музей: ежемес. журн. / Издательский дом «ПАНОРАМА». – М., 2009–2018. |