МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историко-культурная экспертиза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Историко-культурная экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 Антропология и этнология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью урса является освоение основ методики проведения историко-культурной экспертизы. Соответственно к задачами такого рода занятий относится:
1. Выбор и формулировка темы исследования и составление перспективного плана работы в области антропологии и этнологии,
2. Научиться оформлять письменную научную работу и библиографический список (курсовая работа, тезисы доклада, научная статьяи др.),
3. Получить навыки подготовки устного публичного исследовательского выступления (доклада) и выступления с ним,
4. Освоить основы культуры научного мышления (аргументация собственного мнения, участие в дискуссии, грамотное построение устного выступления и др.,
5. Изучить многообразие источников по антропологии и этнологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия особенности историко-культурной экспертизы;
- известный опыт проведения историко-культурной экспертизы объектов наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.- логично представлять освоенное знание в различных формах;
– осуществлять планирование, осуществление и оформление результатов историко-культурной экспертизы.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- в сфере историко-культурной экспертизы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности
1.1. Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности. История становления методологии атрибуции и экспертизы Лекции 4 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.2. Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности Практические 4 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.3. Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности Сам. работа 4 18 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Атрибуция движимых этнографических памятников
2.1. Атрибуция движимых этнографических памятников Лекции 4 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.2. Атрибуция движимых этнографических памятников Лекции 4 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.3. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 4 18 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Антропологические и этнологические источники в музеях
3.1. Атрибуция недвижимых этнографических памятников Лекции 4 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1
3.2. Атрибуция недвижимых этнографических памятников Практические 4 10 ПК-5 Л2.1, Л1.1
3.3. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 4 18 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Опыт российских музеев в проведении экспертизы этнографических объектов
4.1. Опыт российских музеев в проведении экспертизы этнографических объектов Практические 4 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1
4.2. Справочные, терминологические, электронные и периодические издания по антропологии, этнологии, музеологии Сам. работа 4 18 ПК-5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1. Государственное управление культурой в РФ. Цели историко-культурной экспертизы.
2. Виды объектов этнографического наследия.
3. Особенности историко-культурной экспертизы движимых памятников этнографического наследия.
4. Особенности историко-культурной экспертизы недвижимых этнографических объектов.
5. Разновидности музейных этнографических коллекций и специфика их экспертизы.
6. Многообразие видов и особенности объектов этнографического наследия.
7. Этнографические памятники в Кунсткамере: изучение и опыт историко-культурной экспертизы.
8. Этнографические памятники в Российском этнографическом музее: изучение и опыт историко-культурной экспертизы.
9. Этнографические памятники в Алтайском крае: изучение и опыт историко-культурной экспертизы.
10. Этнографические памятники в музеях Барнаула: изучение и опыт историко-культурной экспертизы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Пример практического задания:

1) Осуществите и представьте результаты историко-культурной экспертизы движимого этнографического памятника из собрания Алтайского государственного краеведческого музея.
2) Осуществите и презентуйте историко-культурную экспертизу недвижимого этнографического памятника, расположенного на территории Алтайского края.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Гребенникова Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.Г. Гребенникова Музеология: введение в профессию: Учебное пособие Изд-во АлтГУ , 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.voopik.ru/ www.voopik.ru
Э2 Институт наследия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.heritage-institute.ru www.heritage-institute.ru
Э3 Общество изучения русской усадьбы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oiru.org/ oiru.org
Э4 Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета представляет научные статьи (на русском и иностранных языках) и указатели литературы по истории музеев и отдельным направлениям музейной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museolog.rsuh.ru/biblioteka.html www.museolog.rsuh.ru
Э5 Вестник музеологии. – 2011. – №3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://history.spbu.ru/index.php?chpu=Voprosy_museologii history.spbu.ru
Э6 Историко-культурная экспертиза portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Лекции представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
В рамках СРС могут быть использованы периодические издания:
Журнал «Музей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.panor.ru/journals/museum/index.php
Музей: ежемес. журн. / Издательский дом «ПАНОРАМА». – М., 2009–2018.