МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общие основы педагогики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., заведующий кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Общие основы педагогики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ педагогики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности и методы педагогики с целью использования приобретенных знаний в процессе профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы педагогики,необходимые для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности
педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса в учебно-воспитательном процессе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогика в системе наук о человеке
1.1. Общее представление о педагогике как науке Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Объект, предмет и функции педагогики Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Связь педагогики с другими науками и ее структура Сам. работа 2 11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методология и методы педагогических исследований
2.1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Общенаучный уровень методологии педагогики Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Организация педагогического исследования Сам. работа 2 14 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Аксиологические основы педагогики
3.1. Обоснование гуманистической методологии педагогики Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Образование как общечеловеческая ценность Сам. работа 2 14 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Развитие, социализация и воспитание личности
4.1. Развитие личности как педагогическая проблема Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Сущность социализации и ее стадии Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Воспитание и формирование личности Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Роль обучения в развитии личности Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Факторы социализации и формирования личности Сам. работа 2 14 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Целостный педагогический процесс
5.1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Педагогическая система и ее виды Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Общая характеристика системы образования Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Сущность педагогического процесса Сам. работа 2 14 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.5. Логика и условия построения целостного педагогического процесса Сам. работа 2 14 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. М. Коджаспирова Общие основы педагогики : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/F6B34DED-3595-411E-BB11-8D77DFBE58DD
Л1.2 Никандров Н.Д., Анисимов В.В., Грохольская О.Г. Общие основы педагогики : Учебник для вузов М. : Просвещение, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Общие основы педагогики ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э2 Общие основы педагогики Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э3 Общие основы педагогики portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.