МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общие основы педагогики
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., заведующий кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Общие основы педагогики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ педагогики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ПК-10: способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
ПК-11: способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности и методы педагогики с целью использования приобретенных знаний в процессе профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы педагогики,необходимые для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности
педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса в учебно-воспитательном процессе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогика в системе наук о человеке
1.1. Общее представление о педагогике как науке Лекции 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Объект, предмет и функции педагогики Лекции 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики Практические 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Связь педагогики с другими науками и ее структура Сам. работа 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Методология и методы педагогических исследований
2.1. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований Практические 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога Сам. работа 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Общенаучный уровень методологии педагогики Сам. работа 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Организация педагогического исследования Сам. работа 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Аксиологические основы педагогики
3.1. Понятие о педагогических ценностях и их классификация Практические 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Обоснование гуманистической методологии педагогики Сам. работа 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Образование как общечеловеческая ценность Сам. работа 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Развитие, социализация и воспитание личности
4.1. Развитие личности как педагогическая проблема Сам. работа 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Сущность социализации и ее стадии Сам. работа 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Воспитание и формирование личности Сам. работа 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Роль обучения в развитии личности Сам. работа 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Факторы социализации и формирования личности Сам. работа 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Целостный педагогический процесс
5.1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления Сам. работа 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Педагогическая система и ее виды Сам. работа 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Общая характеристика системы образования Сам. работа 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Сущность педагогического процесса Сам. работа 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Логика и условия построения целостного педагогического процесса Сам. работа 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никандров Н.Д., Анисимов В.В., Грохольская О.Г. Общие основы педагогики : Учебник для вузов М. : Просвещение, 2006
Л1.2 Г. М. Коджаспирова Общие основы педагогики : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/F6B34DED-3595-411E-BB11-8D77DFBE58DD
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/E32D24B8-F544-4BC4-B5F4-FACFCA8D5F05
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Общие основы педагогики ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э2 Общие основы педагогики Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э3 Общие основы педагогики https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6837
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.