МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные подходы в психологическом консультировании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Пс-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 11 10
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 0 12 6
Практические 12 12 12 0 24 12
Сам. работа 54 54 99 0 153 54
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 27 216 99

Программу составил(и):
К.психол.н., Доцент, Даренских С.С.

Рецензент(ы):
Д.психол.н., Зав.каф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные подходы в психологическом консультировании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомление студентов с современными направлениями в психологическом консультировнии.
Задачи:
1.Изучение основных понятий, категорий, принципов психологического консультирования.
2.Расширение знаний о источниках возникновения психологических проблем, рассмотрение стратегий консультирования, с помощью раличных психологических подходов, использования различных методов и техник.
3.Рассмотрение современных методов и техник применяемых в психологическом консультировании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПСК -1 готовностью осуществлять психологическую помощь в случае дезадаптации, различных видов девиаций и зависимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Понятие психологическое консультирование, современные направления;
Понятия контакт, эмпатия, принятие, конгруэнтность, доверие, поддержка;
Цели, задачи, принципы, приемы оказания психологической помощи и поддержки в индивидуальном консультировании.
Стратегии ведения консультаций с позиций разных подходов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять теоретические знания в психологическом консультировании;
Проявлять эмпатию, принятие, конгруэнтность, поддержку в контакте с клиентом, использовать основные принципы построения диалога, установления доверительных отношений;
Применять техники современных подходов в консультировании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Проведения психологической консультации;
Базовых приемов установления доверительных отношений с клиентом, построения диалога;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическое консультирование как направление практической работы психолога
1.1. Понятия "психоогическое консультирование", «психоогическая психотерапия» "психокоррекция" в современной психологии. Лекции 1 1 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Понятия "психоогическое консультирование", «психоогическая психотерапия» "психокоррекция" в современной психологии. Сам. работа 1 6 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.3. Психологическое консультирование, этапы, особенности. Лекции 1 1 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.4. Психологическое консультирование, этапы, особенности. Сам. работа 1 7 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Психологические подходы и направления в психоогическом консультировании и психологической терапии
2.1. Психоанализ. Классический и современный психоанализ Практические 1 1 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Психоанализ. Классический и современный психоанализ Сам. работа 1 5 ПК-5 Л2.2, Л1.1
2.3. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Сам. работа 1 4 ПК-5 Л2.2, Л1.1
2.4. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Практические 1 1 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.5. Терапия ральностью. Феномен выученной беспомощности. Самоэффективность. Сам. работа 1 4 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.6. Бихевиоральное направление в психологии и психотерапии. Сам. работа 1 4 ПК-5 Л2.2, Л1.1
2.7. Гуманистический подход в психологическом консультировании Лекции 1 1 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.8. Гуманистическое направление в психоогии Сам. работа 1 4 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.9. Гуманистическое направление в психоогии Практические 1 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.10. Теория и практика клиент-центрированного подхода Сам. работа 1 4 ПК-5 Л2.2, Л1.1
2.11. Гештальттерапия Лекции 1 1 ПК-5 Л2.2, Л1.1
2.12. Гештальттерапия Сам. работа 1 4 ПК-5 Л2.2, Л1.1
2.13. Гештальттерапия Практические 1 1 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.14. Теория и методология экзистенциальной подхода Сам. работа 1 4 ПК-5 Л2.2, Л1.1
2.15. Теория и методология экзистенциальной подхода Практические 1 2 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.16. Общее представление о телесно-ориентированном и арт-терапевтическом подходах Лекции 1 2 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.17. Телесно-ориентированный подход в психологическом консультировании Практические 1 2 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.18. Арт-техники в психологическом консультирвании Практические 1 1 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.19. Метафора в психологическом консультировании Практические 1 1 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.20. Метафорический подход к классификации личностных проблем Сам. работа 1 4 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.21. Транзактный анализ как направление совремнной психологии Сам. работа 1 4 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.22. Транзактный анализ как направление совремнной психологии Практические 1 2 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.23. Итоговая аттестация по курсу Экзамен 2 27 ПК-5, ПСК -1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов М.: Фонд Мир, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Газарова, Е.Э. Психология телесности: М. : Изд-во Ин-та общегуманит. исслед., , 2002.
Л2.2 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л2.3 А. Хайгл-Эверс, Ф. Хайгл, Ю. Отт и др.; предисл. В. Штукке Базисное руководство по психотератии: [пер. с нем.]: СПб. : Изд-во Вост. -Европ. Ин-та Психоанализа, , 2002.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle «Современные подходы в психологическом консультировании» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line;
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
http://elibrary.ru – информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.