МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кризисология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд. психол. н., доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
канд. психол. н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Кризисология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол. н., профессор Ральникова И.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доктор психол. н., профессор Ральникова И.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель спецкурса – знакомство с научными подходами, методами исследования, технологиями оказания психологической помощи личности в критических ситуациях и кризисах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-1: способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления, подходы и теории, объясняющие динамику переживания человеком кризиса; ведущие характеристики кризисного состояния личности, специфичные ситуациям переживания нормативных и ненормативных кризисов; специфику оказания психологической помощи людям в типичных кризисных ситуациях

3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать исследование кризисного состояния личности, обусловленного переживанием типичных психологических кризисов, прогнозировать динамику переживания человеком психологических кризисов разного рода, подобрать схему оказания психологической помощи, адекватную конкретной критической ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.критериями оценки глубины переживания кризиса , системой методов диагностики кризисного состояния личности в ситуации переживания нормативных и ненормативных кризисов, технологиями кризисного вмешательства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория кризиса.
1.1. Критические и экстремальные ситуации в жизни человека. Лекции 4 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Сущность и типологии кризисов. Сам. работа 4 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Критические и экстремальные ситуации в жизни человека. Сам. работа 4 5 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Кризисы профессионального становления личности. Сам. работа 4 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Проблемы личностных, экзистенциальных и духовных кризисов. Сам. работа 4 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Кризисы жизненного пути в современных социокультурных условиях. Сам. работа 4 3 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Травматический кризис. Сам. работа 4 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Этапы и динамика кризиса. Сам. работа 4 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Кризисы утраты Практические 4 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Этапы и динамика кризиса. Сам. работа 4 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Кризисное состояние личности. Сам. работа 4 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Кризисное состояние личности. Сам. работа 4 5 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основы организации психологической помощи в ситуации кризиса.
2.1. Кризисная интервенция: понятие, основные принципы, методы Лекции 4 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Психологические методы диагностики кризисного состояния. Сам. работа 4 7 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Психологическое сопровождение личности в период нормативного кризиса. Сам. работа 4 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Психологическое консультирование клиентов с различными видами ненормативных кризисов Практические 4 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Психологическое консультирование личности в периоды нормативных и ненормативных кризисов Сам. работа 4 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Специфика ведения консультативной беседы с клиентом в кризисном состоянии. Сам. работа 4 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Индивидуальная и групповая кризисная психотерапия. Практические 4 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Кризисный центр как форма организации индивидуальной и групповой работы. Сам. работа 4 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Зачет 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложения
Приложения
Приложение 1.   ФОС Кризисология 37.05.02.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ипполитова Е.А. Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: Алт.ГУ, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А., Родина А. М. ; Под ред. Кораблиной Е.П. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/0F88CBA0-B58B-4669-8B3F-BC84DAFAE10B
Л2.2 Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/ECB3A571-BF6C-4B57-9268-6E7246BA45FF
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». http://e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Кризисология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7148
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:


1. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3. Выполнение творческого задания в форме подготовки информационного буклета, адресованного человеку. переживающему определенный тип кризиса.