МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кризисология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 130 130 130 130
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. психол. н., доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
канд. психол. н., доцент, Любимова О.м.

Рабочая программа дисциплины
Кризисология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения(уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол. н., проф., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доктор психол. н., проф., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – знакомство с научными подходами, методами исследования, технологиями оказания психологической помощи личности в критических ситуациях и кризисах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления, подходы и теории, объясняющие динамику переживания человеком кризиса; ведущие характеристики кризисного состояния личности, специфичные ситуациям переживания нормативных и ненормативных кризисов; специфику оказания психологической помощи людям в типичных кризисных ситуациях; методологические основания кризисного консультирования в ситуациях переживания нормативных и ненормативных кризисов

3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать исследование кризисного состояния личности, обусловленного переживанием типичных психологических кризисов, прогнозировать динамику переживания человеком психологических кризисов разного рода, подобрать схему оказания психологической помощи, адекватную конкретной критической ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.критериями оценки глубины переживания кризиса , системой методов диагностики кризисного состояния личности в ситуации переживания нормативных и ненормативных кризисов, технологиями кризисного вмешательства; навыком презентации знаний относительно динамики переживания кризисов разного рода специалистам смежных
профессий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория кризиса.
1.1. Критические и экстремальные ситуации в жизни человека. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность и типологии кризисов. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л2.1
1.3. Критические и экстремальные ситуации в жизни человека. Сам. работа 4 14 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПСК-4.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Сущность и типологии кризисов. Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПСК-4.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Кризисы профессионального становления личности. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПСК-4.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Проблемы личностных, экзистенциальных и духовных кризисов. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Кризисы жизненного пути в современных социокультурных условиях. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПСК-4.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Травматический кризис. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПСК-4.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Этапы и динамика кризиса. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПСК-4.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Кризисы утраты Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Кризисное состояние личности. Сам. работа 4 14 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основы организации психологической помощи в ситуации кризиса.
2.1. Кризисная интервенция: понятие, основные принципы, методы Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Психологические методы диагностики кризисного состояния. Практические 4 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Психологические методы диагностики кризисного состояния. Сам. работа 4 10 ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Психологическое сопровождение личности в период нормативного кризиса. Сам. работа 4 4 ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.5. Психологическое консультирование клиентов с различными видами ненормативных кризисов Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Психологическое консультирование личности в периоды нормативных и ненормативных кризисов Сам. работа 4 10 ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Специфика ведения консультативной беседы с клиентом в кризисном состоянии. Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.8. Индивидуальная и групповая кризисная психотерапия. Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Кризисный центр как форма организации индивидуальной и групповой работы. Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Зачет 4 0 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ипполитова Е.А. Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: Алт.ГУ, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А., Родина А. М. ; Под ред. Кораблиной Е.П. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Патраков Э. В., Абдуллаева С. Г., Деточенко Л. С. Социально-психологическая помощь лицам с социальной дезадаптацией (на основе когнитивно-поведенческого подхода): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Кризисология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:


1. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3. Выполнение творческого задания в форме подготовки информационного буклета, адресованного человеку. переживающему определенный тип кризиса.