МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кризисология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. психол. н., доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
канд. психол. н., доцент, Любимова О.м.

Рабочая программа дисциплины
Кризисология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения(уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол. н., проф., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доктор психол. н., проф., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – знакомство с научными подходами, методами исследования, технологиями оказания психологической помощи личности в критических ситуациях и кризисах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления, подходы и теории, объясняющие динамику переживания человеком кризиса; ведущие характеристики кризисного состояния личности, специфичные ситуациям переживания нормативных и ненормативных кризисов; специфику оказания психологической помощи людям в типичных кризисных ситуациях; методологические основания кризисного консультирования в ситуациях переживания нормативных и ненормативных кризисов

3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать исследование кризисного состояния личности, обусловленного переживанием типичных психологических кризисов, прогнозировать динамику переживания человеком психологических кризисов разного рода, подобрать схему оказания психологической помощи, адекватную конкретной критической ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.критериями оценки глубины переживания кризиса , системой методов диагностики кризисного состояния личности в ситуации переживания нормативных и ненормативных кризисов, технологиями кризисного вмешательства; навыком презентации знаний относительно динамики переживания кризисов разного рода специалистам смежных
профессий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория кризиса.
1.1. Критические и экстремальные ситуации в жизни человека. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность и типологии кризисов. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л2.1
1.3. Критические и экстремальные ситуации в жизни человека. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Сущность и типологии кризисов. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Кризисы профессионального становления личности. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Проблемы личностных, экзистенциальных и духовных кризисов. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Кризисы жизненного пути в современных социокультурных условиях. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Травматический кризис. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Этапы и динамика кризиса. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Кризисы утраты Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Кризисное состояние личности. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основы организации психологической помощи в ситуации кризиса.
2.1. Кризисная интервенция: понятие, основные принципы, методы Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Психологические методы диагностики кризисного состояния. Практические 4 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Психологические методы диагностики кризисного состояния. Сам. работа 4 6 ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Психологическое сопровождение личности в период нормативного кризиса. Сам. работа 4 4 ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.5. Психологическое консультирование клиентов с различными видами ненормативных кризисов Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Психологическое консультирование личности в периоды нормативных и ненормативных кризисов Сам. работа 4 6 ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Специфика ведения консультативной беседы с клиентом в кризисном состоянии. Сам. работа 4 6 ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.8. Индивидуальная и групповая кризисная психотерапия. Сам. работа 4 6 ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Кризисный центр как форма организации индивидуальной и групповой работы. Сам. работа 4 6 ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Зачет 4 0 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ипполитова Е.А. Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: Алт.ГУ, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А., Родина А. М. ; Под ред. Кораблиной Е.П. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Патраков Э. В., Абдуллаева С. Г., Деточенко Л. С. Социально-психологическая помощь лицам с социальной дезадаптацией (на основе когнитивно-поведенческого подхода): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Кризисология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:


1. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3. Выполнение творческого задания в форме подготовки информационного буклета, адресованного человеку. переживающему определенный тип кризиса.