Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 130 | 130 | 130 | 130 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доктор психол. н., проф., Ральникова И.А.
1.1. | Цель курса – знакомство с научными подходами, методами исследования, технологиями оказания психологической помощи личности в критических ситуациях и кризисах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-8 | способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения |
ПСК-4.4 | способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные направления, подходы и теории, объясняющие динамику переживания человеком кризиса; ведущие характеристики кризисного состояния личности, специфичные ситуациям переживания нормативных и ненормативных кризисов; специфику оказания психологической помощи людям в типичных кризисных ситуациях; методологические основания кризисного консультирования в ситуациях переживания нормативных и ненормативных кризисов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проектировать исследование кризисного состояния личности, обусловленного переживанием типичных психологических кризисов, прогнозировать динамику переживания человеком психологических кризисов разного рода, подобрать схему оказания психологической помощи, адекватную конкретной критической ситуации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | критериями оценки глубины переживания кризиса , системой методов диагностики кризисного состояния личности в ситуации переживания нормативных и ненормативных кризисов, технологиями кризисного вмешательства; навыком презентации знаний относительно динамики переживания кризисов разного рода специалистам смежных профессий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория кризиса. | ||||||
1.1. | Критические и экстремальные ситуации в жизни человека. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Сущность и типологии кризисов. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Критические и экстремальные ситуации в жизни человека. | Сам. работа | 4 | 14 | ОПК-1, ПК-8, ПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Сущность и типологии кризисов. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-1, ПК-8, ПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Кризисы профессионального становления личности. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-8, ПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Проблемы личностных, экзистенциальных и духовных кризисов. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-8, ПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Кризисы жизненного пути в современных социокультурных условиях. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-8, ПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Травматический кризис. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-8, ПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Этапы и динамика кризиса. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-8, ПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Кризисы утраты | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Кризисное состояние личности. | Сам. работа | 4 | 14 | ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Основы организации психологической помощи в ситуации кризиса. | ||||||
2.1. | Кризисная интервенция: понятие, основные принципы, методы | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Психологические методы диагностики кризисного состояния. | Практические | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Психологические методы диагностики кризисного состояния. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Психологическое сопровождение личности в период нормативного кризиса. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Психологическое консультирование клиентов с различными видами ненормативных кризисов | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Психологическое консультирование личности в периоды нормативных и ненормативных кризисов | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Специфика ведения консультативной беседы с клиентом в кризисном состоянии. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Индивидуальная и групповая кризисная психотерапия. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.9. | Кризисный центр как форма организации индивидуальной и групповой работы. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.10. | Зачет | 4 | 0 | ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ипполитова Е.А. | Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: | Алт.ГУ, 2014 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А., Родина А. М. ; Под ред. Кораблиной Е.П. | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Патраков Э. В., Абдуллаева С. Г., Деточенко Л. С. | Социально-психологическая помощь лицам с социальной дезадаптацией (на основе когнитивно-поведенческого подхода): Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Южного федерального университета, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС «Университетская библиотека online» | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle "Кризисология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional; Office 2010 Professional Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины. 2. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др. 3. Выполнение творческого задания в форме подготовки информационного буклета, адресованного человеку. переживающему определенный тип кризиса. |