МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика и служебный этикет

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика и служебный этикет

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у будущих специалистов основ культуры этического взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами, овладение основами этики партнерских взаимоотношений и служебного этикета. Формирование представлений об этических нормах, принципах профессиональной деятельности психолога.
Основными задачами дисциплины являются:
-ознакомление с профессионально значимыми ценностями психолого-педагогической работы с учетом исторического и логического подходов;
-ознакомление с этическим кодексом и профессионально –этическими требованиями к профессиограмме психолого-педагогического работника;
-диагностика и развитие личностно-нравственных качеств, рассмотрение вопроса профессиональной пригодности в контексте философских понятий о морали и нравственности;
-подготовка студента к реализации на практике стиля милосердной работы и гуманного взаимодействия с людьми, испытывающим социальные трудности и нуждающимся в психолого-педагогической поддержке;
-подготовка к работе с «клиентом –конфликтоносителем» с учетом этики профессионального поведения;
-получение навыков сохранения «профессионального здоровья» как одного из условий этического поведения в профессиональной деятельности;-овладение основами этики партнерских взаимоотношений и служебного э

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику и значение профессиональной этики психолога; содержание и особенности профессиональной этики; особенности формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе знания нормативно -одобренного способа деятельности; нормы профессиональной этики; современные закономерности и методы психологической науки в решении профессиональных задач; этапы профессионального развития и их содержательные характеристики; правовые и организационные основы психологопедагогической и комплексной системной помощи детям и подросткам «группы риска»; основные технологии психологического воздействия на развитие личности; содержание и особенности профессиональной этики и служебного этикета специалиста; принципы и методы делового взаимодействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в предметной области науки этика; соблюдать правила служебного этикета и профессиональной этики в профессиональной деятельности; прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности практического психолога; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения; профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета; осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях;
проводить нормативно-правовой и этический анализ профессиональной деятельности и соотносить нормативно одобренный и субъективно принятый способ деятельности с точки зрения нормативно- правовой и этической стороны организации профессиональной деятельности; планировать и проводить исследование профессиональной деятельности; проводить комплексный анализ профессиональной деятельности с нормативно-правовых и этических принципов ее организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами обработки и анализа данных; интерпретации результатов исследований в области психологии; навыками оценки своих поступков и поступков, окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками позитивного взаимодействия в процессе профессиональной деятельности; принципами соотнесения способа деятельности с нормативно-правовым и этическим полем; планированием практико-ориентированного исследования с учетом нормативно-правовых и этических проблем в работе психолога; методологией и методами создания социальной и образовательной поддержки и среды для детей и подростков группы риска; принципами соотнесения способа деятельности с нормативно-правовым и этическим полем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этические основы профессиональной деятельности психолога
1.1. Этические принципы в психологическом консультироании. Лекции 7 2 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Этические принципы психодиагностического обследования. Лекции 7 2 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.3. Профессиональная этика – теория и мораль профессионалов. Лекции 7 2 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Этические принципы в психологическом консультироании.Требования к морально - этическим качествам психолога Практические 7 2 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.5. Этические принципы психодиагностического обследования.Этические и нормативно – правовые основы деятельности психолога. Практические 7 2 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.6. Этические аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов. Практические 7 2 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.7. Основные уровни рассмотрения этических проблем.Моральный уровень регуляции профессиональной деятельности психолога.Нравстенный уровень регуляции деятельности психолога. Практические 7 2 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.8. Общие этические принципы психодиагностического обследования.Требования к разработчикам тестов. Требования к психологу - пользователю. Требования к специалистам - непсихологам. Сам. работа 7 8 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.9. Профессионализм как нравственная черта личности Сам. работа 7 2 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.10. Виды профессиональной этики. Понятие профессиональной этики и ее место в системе универсальной этики Сам. работа 7 3 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.11. Требования к разработчикам тестов Сам. работа 7 4 ОК-4, ПК-11, ПК-12 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.12. Требования к специалистам - непсихологам Сам. работа 7 4 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Служебный этикет психолога.
2.1. Сущность служебного этикета. Этика форм делового общения: приветствия, представления, обращения. Лекции 7 2 ОК-4, ПК-11, ПК-12 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Стиль делового речевого воздействия и этикет. Дикция, скорость и ритм речи. Эмоциональное сопровождение. Особенности публичного выступления и требования к нему. Лекции 7 2 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Конфликты в деловой сфере. Природа и причины конфликтов.Типология конфликтов. Разрешение конфликтов. Лекции 7 4 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Этикет деловых подарков и сувениров. Этикет в культуре внешности. Одежда для мужчин. Одежда для женщин. Аксессуары. Практические 7 2 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.5. Особенности телефонного общения. Стадии и элементы телефонного разговора. Этические правила подготовки и ведения телефонного разговора. Правила поведения в ситуациях: «Звонят Вам», «Звоните Вы». Практические 7 4 ОК-4, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.6. Вербальные средства в деловой коммуникации. Правила вербального этикета. Невербальные средства в деловой коммуникации. Практические 7 2 ОК-4, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.7. Правила составления резюме. Визитки. Практические 7 4 ОК-4, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.8. Правила ведения деловой беседы. Национальные особенности делового общения. Деловой протокол: сущность, характеристика, значение. Практические 7 2 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Роль этики в деловом общении. Особенности общения в коллективе «по горизонтали». Особенности общения «по вертикали». Сам. работа 7 4 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.10. Особенности взаимоотношений с родителями детей и подростков Сам. работа 7 2 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.11. Деловой протокол: сущность, характеристика, значение Сам. работа 7 2 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.12. Особенности построения взаимоотношений с дошкольниками, со школьниками, студентами, воситанниками детских домов и школ - интернатов, с детьми - инвалидами Сам. работа 7 4 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.13. Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с разными категориями взрослых клиентов Сам. работа 7 4 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.14. Особенности общения в коллективе «по горизонтали». Особенности общения «по вертикали». Сам. работа 7 4 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.15. Моральный уровень регуляции профессиональной деятельности психолога. Нравственный уровень регуляции деятельности психолога. Сам. работа 7 4 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.16. Экзамен 7 27 ОК-4, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Афашагова А. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Протанская Е.С., Семенова С.В., Ходаковская О.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канке Алла Анатольевна Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие ФОРУМ, 2016 znanium.com
Л2.2 Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, , 2016 znanium.com
Л2.3 Загорская Л. М. Профессиональная этика и этикет: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л2.4 Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Профессиональная этика и служебный этикет" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Профессиональная этика и служебный этикет» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование