МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-фондовая работа в музее

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Научно-фондовая работа в музее

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017г. №1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний по научному учету, комплектованию и хранению музейных фондов на основе принципа подлинности культурного наследия, знаний категориального аппарата, а также методов ведения музейной документации и особенностей работы с различными музейными предметами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способность применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов
ПК-2 Способность осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
ПК-3 Способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы комплектования, хранения и экспонирования музейных предметов.
Методику определения музейных предметов.
Инструкции по приему и учету музейных коллекций
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять методику комплектования, хранения и демонстрации музейных предметов на практике.
Устанавливать подлинность музейных предметов.
Составлять документацию на музейные коллекции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками выявления, регистрации, консервации, размещения музейных предметов.
Приемами описания и измерения музейных предметов.
Навыками ведения музейной учетной документации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учет музейных предметов
1.1. Понятие «фонды музея» Лекции 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Комплектование фондов музея Лекции 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Научное комплектование музейных коллекций: основные понятия, принципы, методика. Лекции 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Учет музейных фондов. Лекции 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Научная каталогизация музейных фондов Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Создание автоматизированных учетно-информационных систем в музее Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Положения о музейном фонде РФ и государственном каталоге музейного фонда РФ Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Положения о музейном фонде РФ и государственном каталоге музейного фонда РФ Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях Практические 4 8 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Экспертная фондово-закупочная комиссия музея: особенности работы Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Экспертная фондово-закупочная комиссия музея: особенности работы Сам. работа 4 7 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Инвентаризация предметов из драгметаллов и драгоценных камней Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Инвентаризация предметов из драгметаллов и драгоценных камней Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Хранение музейных предметов
2.1. Понятия «хранение фондов» и «система хранения фондов» Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Особенности хранения музейных предметов в экспозиции Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Упаковка и транспортировка музейных предметов Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Упаковка и транспортировка музейных предметов Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Музейная безопасность как система Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Музейная безопасность как система Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Режим хранения и защиты музейных предметов Практические 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Режим хранения и защиты музейных предметов Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Организация фондохранилищ и системы хранения Практические 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Организация фондохранилищ и системы хранения Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Основные системы оборудования фондохранилищ Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Основные системы оборудования фондохранилищ Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Экзамен по дисциплине Экзамен 4 27 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Проблема сохранения музейных предметов: содержание и актуальность.
2. Содержание понятия «фонды музея».
3. Научная организация фондов музея.
4. Определение понятия «комплектование фондов».
5. Основы научной методики комплектования фондов.
6. Включение коллекций в музейный фонд Российской Федерации: основные этапы.
7. Содержание понятия «учет музейных фондов».
8. Учетная документация музейных фондов.
9. Положение о музейном фонде РФ и Положение о государственном каталоге музейного фонда РФ: содержание документов.
10. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР: основные положения.
11. Экспертная фондово-закупочная комиссия музея: понятие и особенности работы.
12. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней: назначение и общие установки документа.
13. Инвентаризация предметов из драгметаллов.
14. Создание системы научно-справочного аппарата музейного собрания. Подготовка к изданию каталогов музейных собраний.
15. Создание автоматизированных информационных систем.
16. Понятие «хранение фондов». Система хранения фондов.
17. Особенности хранения музейных предметов в экспозиции. Упаковка и транспортировка музейных предметов.
18. Музейная безопасность как система.
19. Режим хранения и защита музейных фондов.
20. Оборудование музейных фондохранилищ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Вещественные источники как основной вид предметов в музеях археологии и этнографии.
2. Уникальные предметы: поступление в музей, особенности хранения и экспонирования.
3. Соотношение различных видов музейных фондов друг с другом.
4. Структура фондов музея (на примере изучения какого-либо музея или его отдела).
5. Научное значение фондовой документации.
6. Инвентаризация музейных предметов: понятие, методы, значение.
7. Температурно-влажностный режим хранения фондов: особенности, возможности, трудности, значение.
8. Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в музейных помещениях.
9. Особенности хранения различных категорий музейных предметов в фондах.
10. Общая характеристика нормативных документов по учету, комплектованию и хранению музейных ценностей.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практическое задание для самостоятельной работы:
Тема: Характеристика нормативных документов по учету и хранению музейных фондов
Вопросы:
1. Положение о музейном фонде РФ и Положение о государственном каталоге музейного фонда РФ: содержание документов.
2. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР: основные положения.
3. Экспертная фондово-закупочная комиссия музея: понятие и особенности работы.
Литература
Российская культура в законодательных нормах и актах. М., 2001. С. 196–202.
Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в музеях СССР // http://projects.innovbusiness.ru
Положение о фондово-закупочной комиссии музеев системы Министерства культуры СССР // http://www.bestpravo.ru
Вопросы теории и практики музейной работы. Методическое пособие. Барнаул, 2002. Вып.1. С. 40–41, 65–72.
Брюшкова Л.Л. Учет и проверка наличия музейных ценностей (методические рекомендации). М., 2006. С. 20–35.
Полякова Т.А. Учет и хранение в музее. Комментарии к первой части проекта Инструкции по учету, хранению и реставрации музейных ценностей и музейных коллекций // Справочник руководителя учреждения культуры. 2003. №9. С. 13–33.
Кучеренко М.Е. Научно-фондовая работа в музее (методическое пособие в помощь молодому специалисту). М., 1999. С. 4–14, 40–62.
Практическое задание для самостоятельной работы:
Тема: Учет и хранение музейных предметов из драгоценных металлов
Вопросы:
1. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней: общие установки документа.
2. Инвентаризация предметов из драгметаллов.
Литература
Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР // http://www.spbpravo.ru
Федеральный закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях (извлечение) // http://www.assay.ru
Итоговое практическое задание:
Тема: Оборудование музейных фондохранилищ
Вопросы:
1. Фондохранилище: понятие и основы рациональной организации.
2. Основные системы оборудования фондохранилищ
3. Опыт проектирования оборудования для фондохранилища археологических и этнографических экспонатов.
Литература
Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по специальности «История» / Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. М.: Высшая школа, 1988. 191–192.
Музейное дело России: монография / под общ. ред. М.Е. Каулен, И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. М.: Изд-во ВК, 2005. С. 301–302.
Киселев В.В. Классификация оборудования экспозиций и фондохранилищ музеев // Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев. М., 1985. Сборник научных трудов №139. С. 48–80.
Михайловская А.И. Перспективы рациональной организации фондохранилищ музеев // Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев. Сборник научных трудов №139. М., 1985. С. 81–87.
Науменко Е.С., Майстровская М.Т. Опыт проектирования современного музейного оборудования // Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев. М., 1985. Сборник научных трудов №139. С. 88, 92–95.
Музейные термины // Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. / Центр. музей революции СССР. М., 1986.

Тестовые задания:
1. Какие из указанных групп вещей относятся к фондам музея?
а) музейное оборудование
б) научно-вспомогательные материалы +
в) музейные предметы +
г) музейная техника
д) музейные сотрудники
2. Выберите из предложенного списка три способа комплектования фондов.
а) аналитический
б) систематический +
в) тематический +
г) художественный
д) комплексный +
3. Отметьте документы, обеспечивающие юридическую охрану музейных фондов.
а) топографическая опись
б) книга поступлений +
в) акт приема +
г) каталог
д) научный инвентарь +
4. Какие факторы влияют на режим хранения музейных предметов?
а) температура +
б) шум
в) свет +
г) воздух
д) влажность +
5. Что нужно учитывать в структуре предметов, перед их размещением в экспозиции?
а) вес +
б) цвет
в) гигроскопичность +
г) аутентичность
д) цельность +

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старикова Ю.А. Музееведение: конспект лекций Москва : А-Приор, 2006 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кимеева Т.И., Окунева И.В. Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов: учебное пособие Кемерово : КемГУКИ, 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Музееведение и историко-культурное наследие.: Сборник статей. Кемерово : КемГУКИ, 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в музеях СССР // http://projects.innovbusiness.ru
Э2 Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР // http://www.spbpravo.ru
Э3 Новый взгляд на музейное дело // http://www.adit.ru
Э4 Положение о фондово-закупочной комиссии музеев системы Министерства культуры СССР // http://www.bestpravo.ru
Э5 Федеральный закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях (извлечение) // http://www.assay.ru
Э6 Научно-фондовая работа в музее portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью учетно-хранительской работы в музее. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с особенностями определения различных групп музейных предметов, ведения музейной документации, с понятийным аппаратом по фондовой работе музея, с содержанием нормативно-правовых документов по учету, хранению и комплектованию музейных собраний; обратить внимание на методику составления паспорта научного описания для каталогизации музейных предметов; уяснить правила обеспечения сохранности музейных коллекций и техники безопасности, обеспечивающих физическую сохранность музейных собраний.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов «Учет музейных предметов» и «Хранение музейных предметов», рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (тестовые задания, письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К экзамену допускаются студенты-бакалавры не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить работу студента-бакалавра по дисциплине «Научно-фондовая работа в музее», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.