МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Атрибуция и экспертиза музейных предметов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 100
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 100 100 100 100
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Атрибуция и экспертиза музейных предметов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017г. №1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Тишкин А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Тишкин А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – познакомить студентов с существующими методическими приемами научной атрибуции и экспертизы музейных памятников в их взаимосвязи с историей материальной культуры; сформировать первоначальные практические навыки определения музейных предметов.
Задачи курса:
1) познакомить студентов с современными представлениями об атрибуции и экспертизе музейных ценностей;
2) рассмотреть критерии выбора и применения дифференцированного подхода к различным видам памятников в зависимости от материала, технико-технологических особенностей изготовления и декорирования;
3) изучить методы научного описания и анализа различных категорий музейных предметов (произведения искусства, украшения, коллекции старинного оружия, упряжь и снаряжение коня, керамика, металлические изделия, письменные и изобразительные памятники);
4) сформировать навыки составления научного паспорта описания музейного предмета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способность применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов
ПК-2 Способность осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
ПК-3 Способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы комплектования, хранения и экспонирования музейных предметов
Методику определения музейных предметов
Инструкции по приему и учету музейных коллекций
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять методику комплектования, хранения и демонстрации музейных предметов на практике
Устанавливать подлинность музейных предметов
Составлять документацию на музейные коллекции
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками выявления, регистрации, консервации, размещения музейных предметов
Приемами описания и измерения музейных предметов
Навыками ведения музейной учетной документации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Атрибуция и экспертиза: общие положения
1.1. Атрибуция и экспертиза музейных предметов: определение, основные понятия. Место атрибуции и экспертизы в музейных дисциплинах. Лекции 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Паспорт научного описания музейного предмета Сам. работа 5 20 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Паспорт научного описания музейного предмета Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Атрибуция и экспертиза музейных предметов: особенности атрибуции и экспертизы различных типов и видов исторических источников и музейных предметов
2.1. Изучение и научное описание коллекций старинного оружия. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Изучение и научное описание памятников керамики. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Атрибуция и экспертиза произведений искусства. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Разновидности и научное описание украшений костюма. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Научное описание упряжи и снаряжения верхового коня. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Изучение и атрибуция музейных предметов из металла. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Изучение и описание письменных источников в музее. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Основные аспекты изучения изобразительного музейного предмета. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Атрибуция и экспертиза произведений искусства Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Атрибуция и экспертиза произведений искусства Сам. работа 5 16 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Разновидности и научное описание украшений костюма Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Разновидности и научное описание украшений костюма Сам. работа 5 16 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. Изучение и научное описание коллекций старинного оружия Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.14. Изучение и научное описание коллекций старинного оружия Сам. работа 5 16 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.15. Атрибуция археологических предметов Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.16. Атрибуция археологических предметов Сам. работа 5 16 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.17. Атрибуция этнографических предметов Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.18. Атрибуция этнографических предметов Сам. работа 5 16 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Атрибуция музейного предмета: содержание понятия.
2. Особенности изучения и описания музейных коллекций: вопросы историографии.
3. Экспертиза произведений искусства.
4. Копии и подделки произведений искусства.
5. Атрибуция произведений декоративно-прикладного искусства.
6. Классификация украшений по месту ношения в системе костюма. Головные украшения.
7. Шейные, нагрудные, поясные наручные украшения: особенности научного описания.
8. Классификация предметов вооружения.
9. Материально-технологические характеристики клинкового оружия.
10. Основные части конской упряжи.
11. Упряжь различных животных: основные особенности.
12. Снаряжение верхового коня: основные элементы.
13. Определение утилитарного назначения предметов из керамики.
14. Научное описание памятников керамики.
15. Основные разновидности металлических музейных предметов.
16. Опыт атрибутивного описания бронзовых предметов.
17. Разновидности письменных источников и особенности их описания.
18. Основные этапы атрибуции письменного музейного памятника.
19. Определение подлинности письменного памятника.
20. Разновидности и опыт атрибуции изобразительных источников.
21. Паспорт научного описания музейного предмета: структура документа.
22. Паспорт научного описания музейного предмета: правила заполнения полей и подполей.
23. Паспорт научного описания произведений искусства (картины).
24. Паспорт научного описания произведений искусства (скульптура).
25. Паспорт научного описания украшений костюма.
26. Паспорт научного описания предметов вооружения.
27. Паспорт научного описания археологических предметов.
28. Паспорт научного описания этнографических предметов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы:
1. Морфология клинкового оружия.
2. Морфология стремян.
3. Морфология поясной гарнитуры.
4. Морфология нательных украшений.
5. Морфология керамической посуды.
Рефераты:
1. Определение датирующих элементов у предметов вооружения.
2. Этнокультурные признаки оформления в украшениях костюма.
3. Определение подлинности автографов.
4. Экспертиза старинного оружия.
5. Естественно-научные методы в экспертизе произведений искусства.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания:
1. Изложить структуру паспорта музейного предмета и правила заполнения его отдельных полей.
2. Провести описание и атрибуцию одного из предметов украшений.
3. Провести описание и атрибуцию одного из предметов вооружения.
4. Провести описание и атрибуцию одного из предметов конской упряжи.
Литература:
Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник. СПб, 2003. С. 15–40, 55–122.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Левочкина Н.А. Музейный менеджмент : курс лекций Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Старикова Ю.А. Музееведение: конспект лекций Москва : А-Приор, 2006 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.Г. Гребенникова Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности: Учебное пособие Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И АТРИБУЦИЯ // http://www. art-con.ru
Э2 Атрибуция музейного предмета // http://www. dooc.ru
Э3 Атрибуция, интерпретация и презентация музейных коллекций // http://www. museum.ru
Э4 Атрибуция и экспертиза художественных ценностей // http://www. history.spbu.ru
Э5 Экспертиза и атрибуция // http://www. rusculturexpertiza.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью исследовательской работы в музее. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с современными представлениями об атрибуции и экспертизе музейных ценностей, обратить внимание на критерии выбора и применения дифференцированного подхода к различным видам памятников в зависимости от материала, технико-технологических особенностей изготовления и декорирования, запомнить основные правила составления научного паспорта описания музейного предмета, уяснить методы научного описания и анализа различных категорий музейных предметов: произведения искусства, украшения, коллекции старинного оружия, упряжь и снаряжение коня, керамика, металлические изделия, письменные и изобразительные памятники.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Представленные практические вопросы и задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов «Атрибуция и экспертиза: общие положения» и «Атрибуция и экспертиза музейных предметов: особенности атрибуции и экспертизы различных типов и видов исторических источников и музейных предметов», рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Атрибуция и экспертиза музейных предметов», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины.