МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладные аспекты этнологических исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 129
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 129 129 129 129
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, И.И. Назаров

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
Прикладные аспекты этнологических исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А.Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А.Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является знакомство обучающихся с основными понятиями и инструментарием прикладных этнологических исследований в России и за рубежом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологии
ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия и термины в области антропологии и этнологии
Особенности методики полевого этнографического изучения
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать полученные знания при исследовании актуальных проблем этнологии
Использовать полученные знания при анализе антропологического материала
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками полевой этнографической работы
Основными понятиями и терминами этнологической науки в области прикладных исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1
1.1. Цели и задачи прикладной этнологии Лекции 7 8 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Соотношение теоретической и прикладной этнологии. Этические аспекты этнологических исследований; Сам. работа 7 43 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. История прикладной этнологии Практические 7 12 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Особенности прикладной этнологии на Западе. Лекции 7 8 ПК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Прикладные исследования в годы второй мировой войны;Прикладная антропология после второй мировой войны Сам. работа 7 43 ПК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Особенности прикладной этнологии в России Практические 7 12 ПК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Методология прикладной этнологии Лекции 7 8 ПК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Проблемы этнологической экспертизы на Западе и в России. Этнологическая экспертиза социальных проектов. Этносоциологические исследования. Прикладные аспекты юридической антропологии. Этнология и этнополитические вопросы. Этнология и оптимизация взаимоотношения человека и природы Сам. работа 7 43 ПК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.9. Проблема изменения этнологической экспертизы в проектах. Этапы создания и реализации проектов и форма участия этнолога в каждом из них. Методика быстрой оценки этносоциологических процессов в сельской и городской среде Практические 7 12 ПК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. Цель и задачи прикладной этнологии.
2. Соотношение прикладной и теоретической этнологии.
3. Этические аспекты прикладных этнологических исследований.
4. Причины возникновения прикладных этнологических исследований в России и за рубежом.
5. Основные направления развития прикладных этнологических исследований в США.
6. Основные направления развития прикладных этнологических исследований в России.
7. Основные методы прикладных этнологических исследований.
8. Проектная деятельность в прикладных этнологических исследованиях.
9. Проблемы этнологической экспертизы в России.
10. Прикладные этносоциологические исследования.
11. Прикладные аспекты в юридической антропологии.
12. Прикладные аспекты этнополитических исследований.
13. Прикладные аспекты этноэкологии.
14. Прикладные аспекты этномедицинских исследований.
15. Прикладные аспекты этнодемографии.
16. Прикладные аспекты этнорелигиоведческих исследований.
17. Прикладные аспекты этнологического просвещения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ
1. Что включают в себя понятия «Объект» и «Предмет» этнологии?
2. 2. Назовите основные методы этнологических исследований.
3. 3. Какие основные группы источников используются в этнологии?
4. 4. Назовите основные компоненты этноса.
5. 5. Назовите основные функции этнической культуры.

Темы рефератов
1. Цель и задачи этносоциологии.
2. Цель и задачи этнодемографии.
3. Объект и предмет юридической антропологии.
4. Основные научные проблемы этноэкологии.
5. Этнологическая экспертиза: виды и методы осуществления.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И. И. Назаров Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Гумер www.gumer.info
Э2 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э3 Сайт Института этнологии и антропологии РАН www. ras.iea.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70.
К устному экзамену допускаются студенты, которые выполнили практические задания, и набрали не менее 50 баллов. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".
Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".