Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_АиЭ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 129 | 129 | 129 | 129 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А.Тишкин
1.1. | Целью освоения дисциплины является знакомство обучающихся с основными понятиями и инструментарием прикладных этнологических исследований в России и за рубежом. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-2 | способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологии |
ПК-5 | владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные понятия и термины в области антропологии и этнологии Особенности методики полевого этнографического изучения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать полученные знания при исследовании актуальных проблем этнологии Использовать полученные знания при анализе антропологического материала |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками полевой этнографической работы Основными понятиями и терминами этнологической науки в области прикладных исследований |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1 | ||||||
1.1. | Цели и задачи прикладной этнологии | Лекции | 7 | 8 | ПК-2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Соотношение теоретической и прикладной этнологии. Этические аспекты этнологических исследований; | Сам. работа | 7 | 43 | ПК-2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | История прикладной этнологии | Практические | 7 | 12 | ПК-2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Особенности прикладной этнологии на Западе. | Лекции | 7 | 8 | ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Прикладные исследования в годы второй мировой войны;Прикладная антропология после второй мировой войны | Сам. работа | 7 | 43 | ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Особенности прикладной этнологии в России | Практические | 7 | 12 | ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Методология прикладной этнологии | Лекции | 7 | 8 | ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Проблемы этнологической экспертизы на Западе и в России. Этнологическая экспертиза социальных проектов. Этносоциологические исследования. Прикладные аспекты юридической антропологии. Этнология и этнополитические вопросы. Этнология и оптимизация взаимоотношения человека и природы | Сам. работа | 7 | 43 | ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Проблема изменения этнологической экспертизы в проектах. Этапы создания и реализации проектов и форма участия этнолога в каждом из них. Методика быстрой оценки этносоциологических процессов в сельской и городской среде | Практические | 7 | 12 | ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы: 1. Цель и задачи прикладной этнологии. 2. Соотношение прикладной и теоретической этнологии. 3. Этические аспекты прикладных этнологических исследований. 4. Причины возникновения прикладных этнологических исследований в России и за рубежом. 5. Основные направления развития прикладных этнологических исследований в США. 6. Основные направления развития прикладных этнологических исследований в России. 7. Основные методы прикладных этнологических исследований. 8. Проектная деятельность в прикладных этнологических исследованиях. 9. Проблемы этнологической экспертизы в России. 10. Прикладные этносоциологические исследования. 11. Прикладные аспекты в юридической антропологии. 12. Прикладные аспекты этнополитических исследований. 13. Прикладные аспекты этноэкологии. 14. Прикладные аспекты этномедицинских исследований. 15. Прикладные аспекты этнодемографии. 16. Прикладные аспекты этнорелигиоведческих исследований. 17. Прикладные аспекты этнологического просвещения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы письменных работ 1. Что включают в себя понятия «Объект» и «Предмет» этнологии? 2. 2. Назовите основные методы этнологических исследований. 3. 3. Какие основные группы источников используются в этнологии? 4. 4. Назовите основные компоненты этноса. 5. 5. Назовите основные функции этнической культуры. Темы рефератов 1. Цель и задачи этносоциологии. 2. Цель и задачи этнодемографии. 3. Объект и предмет юридической антропологии. 4. Основные научные проблемы этноэкологии. 5. Этнологическая экспертиза: виды и методы осуществления. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина | Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. | ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | И. И. Назаров | Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека Гумер | www.gumer.info | ||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
Э3 | Сайт Института этнологии и антропологии РАН | www. ras.iea.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70. К устному экзамену допускаются студенты, которые выполнили практические задания, и набрали не менее 50 баллов. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут. Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно". Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно". |