МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История. История фармации в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Пожарская К.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Иванова Н.П.

Рабочая программа дисциплины
История. История фармации в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1037)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История. История фармации в России" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, а также знакомство с историей науки фармация и спецификой ее развития в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-3 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.важнейшие факты отечественной истории, факты из истории фармации в России, ориентируется в специфике развития фармации в мире; исторические примеры сотрудничества этносов, социальных групп, государств и др.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять общенаучные методы в познавательной деятельности, осуществлять сравнительный анализ специфики развития фармации в России и мире; реконструировать и выявлять специфику мировоззренческих установок людей прошлого на различных исторических этапах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа исторических текстов, информационно-поисковой деятельности; осуществлять многоаспектный анализ истоков межэтнической, межконфессиональной, межгосударственной, социальной, политической и др. конфронтации, сотрудничества и т.д.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук.
1.1. История в системе социально-гуманитарных наук. Ведение в курс "История фармации в России" Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире.
2.1. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.2. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства. Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.3. Формирование духовного единства древнерусского общетсва. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.4. Формирование духовного единства древнерусского общества. Языческие представления о врачевании. Формы врачевания в Древней Руси. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
3.1. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Врачевание периода дезинтеграции. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
3.2. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
3.3. Внешняя агрессия на Русь в XIII в. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
3.4. Внешняя агрессия на Русь в XIII в. Влияние восточных традиций на русское врачевавание. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Объединение земель Великоросии в XIV-XVI вв.Фармация в России в XIV–XVI вв. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
4.2. Смутное время в истории России рубежа XVI-XVII столетий Практические 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
4.3. Опричнина Ивана Грозного, 1565-1572 гг. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
4.4. Смутное время в истории России рубежа XVI-XVII столетий. Опричнина Ивана Грозного, 1565-1572 гг. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации.
5.1. Модернизация России в конце XVII - начале XVIII в. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
5.2. Эпоха дворцовых переворотов в России. Сам. работа 1 3 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
5.3. Дворцовые перевороты в истории России (1725 - 1762 гг.). Практические 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
5.4. "Просвещенный абсолютизм" в России и мире. Военно-полицейский режим Павла I. Сам. работа 1 3 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
5.5. Развитие фармации в XVIII столетии Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации.
6.1. Россия и мир в XIX в. Развитие отечественной фармации в XIX в. Влияние НТП на развитие отрасли. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
6.2. Внешняя политика России в XIX в. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
6.3. Либеральные реформы Александра II: причины и предпосылки, «цепная реакция реформ». Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
6.4. Декабризм в истории России (семинар - дискуссия). Практические 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
6.5. Развития фармации и аптечного дела в России в XIX в. Практические 1 4 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
6.6. Развития фармации и аптечного дела в России в XIX в. Сам. работа 1 3 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Модернизация российской экономики на рубеже XIX - XX в. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
7.2. Революционный процесс в Российской империи начала XX в. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
7.3. Международные отношения в начале XX в. Политика России на Дальнем Востоке и в Европе. Участие России в первой мировой войне Сам. работа 1 3 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
7.4. Общественно-политическое развитие России в начале XX в. Причины и предпосылки развития революционного процесса в Российской империи. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
7.5. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция. Образование СССР. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
7.6. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
7.7. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Великая отечественная война. Лекции 1 2 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
7.8. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Великая отечественная война. Сам. работа 1 2 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
7.9. Советское государство в 1950-е – 1980-е гг. Лекции 1 2 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
7.10. Советское государство в 1950-е – 1980-е гг. Сам. работа 1 4 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
7.11. Политика «перестройки» (1985 – 1991 гг.) в СССР. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
7.12. Политика «перестройки» (1985 – 1991 гг.) в СССР. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
7.13. Мир после Второй мировой войны. Истоки "холодной войны" (семинар - круглый стол). Практические 1 2 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
7.14. Развитие отечественной фармации в XX в. Практические 1 4 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
7.15. Россия в 1990-е – 2000-е гг. Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. 1. История как наука: основные подходы к изучению истории, периодизация, источники.
2. Великое переселение народов IV–VII вв. и славянский мир. Восточные славяне в древности.
3. Соотношение понятий «средневековье» и «феодализм»: их периодизация и содержание применительно к российской истории.
4. Специфика и этапы политического развития Древнерусского государства (X – середина XI в.).
5. Языческие верования славян. Реформа 980 г.
6. Проблема выбора государственной религии. Крещение Руси в 988 г.
7. Врачевание и фармация в Древней Руси.
8. Политическая раздробленность: проблема хронологии, причины и предпосылки данного явления.
9. Характеристика отдельных земель в период раздробленности (на примере Галицко-Волынского, Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств).
10. Монголо-татарское завоевание: причины, этапы, последствия.
11. Агрессия европейских феодалов-рыцарей. Значение религиозно-политической деятельности Александра Невского.
12. Альтернативные центры объединения русских княжеств: Тверское и Литовское княжества. Причины поражения в деле борьбы за объединение Великороссии.
13. Начальный этап объединения Великороссии. Значение военно-религиозной деятельности Ивана Калиты. Причины победы Москвы.
14. Дмитрий Донской и историческое значение Куликовской битвы.
15. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв.
16. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России.
17. Основные проблемы и направления внешней политики России в XVI в.
18. Фармация в России в XIV–XVI вв.
19. «Смута» в России – период национального кризиса.
20. Особенности политического и социально-экономического развития России в XVII в.
21. Европеизация Петра I.
22. Политика «просвещенного абсолютизма» в России в XVIII в.
23. Рост территории Российской империи в XVIII в.
24. Фармация в России в XVIII в. Становление фармацевтического образования.
25. Развитие политической системы Российской империи в XIX в.
26. Общественно-политическое движение в Российской империи в XIX в.
27. Международная система в XIX в. «Блоковая политика».
28. Развитие фармация в России в XIX столетии: научные открытия, специфика развития фармацевтического образования и производства.
29. Россия в начале XX в.
30. Первая русская революция 1905–1907 гг. Третьиюньская монархия.
31. Мир накануне и во время Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система.
32. Россия от Февраля к Октябрю в 1917 г.
33. Формирование советской политической системы в 1920–1930-е гг.
34. Экономическая политика советского государства в 1920–1930-е гг.
35. Развитие мира между Первой и Второй мировыми войнами (1918–1939 гг.).
36. СССР в 1945–1991 гг.
37. «Холодная война»: понятие, причины, этапы, итоги.
38. Кризис советской системы 1991 г. Распад СССР.
39. Современная Россия в 1990–2000-е годы.
40. Развитие отечественной фармации в XX в.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Исторические источники о лекарствоведении первобытной эпохи.
2. Научные знания о лекарствоведении первобытной эпохи базируются на данных археологии, этнографии, палеопатологии, палеоботаники, палеоантропологии, палеопсихологии. Дайте определения этим научным направлениям.
3. Основные формы врачевания и лекарственные средства Древней Руси.
4. Санитарно-гигиенические традиции Древней Руси.
5. Аптекарский приказ, его функции и штаты.
6. Первые аптеки в Московском государстве.
7. Первые заводы для изготовления аптечной посуды в Московском государстве.
8. Аптечный инвентарь, способы фармацевтической переработки и взвешивания, используемые в Московском государстве.
9. Охарактеризуйте исторический вклад Н.Н. Зинина и его учеников.
10. Обозначьте особенности становления аптекарских садов и огородов в России.
11. Назовите основоположников становления вакцинации, микробиологии, бактериологии, вирусологии, иммунологии, химиотерапии в России.
12. Медицинские опыты врачей и фармацевтов на себе.
13. Исторический вклад И.И. Мечникова.
14. Исторический вклад Д.И. Ивановского.
15. Исторический вклад А.В. Пель.
16. Основоположники асептики и антисептики в России.
17. Российские основоположников наркоза и анестезии.
18. Становление фармацевтического образования в России в XVIII столетии.
19. Исторический вклад В.А. Тихомирова и его труды «Основы фармакогнозии», «Курс фармации».
20. Исторический вклад А. Нелюбина.
21. Исторический вклад Ю.К. Траппа и его учеников.
22. НИИ России XIX – начала XX в.
23. Первые фармакопеи России.
24. Становления фармацевтической промышленности в России.
25. Зарубежные фармацевтические фирмы в России в XIX – начале XX в.
26. Особенности развития первых земских аптек, аптечной сети и оборудования в России в XIX – начале XX в.
27. Особенности производства пенициллина в СССР.
28. Выдающиеся представители фармации и здравоохранения в СССР и России.
29. НИИ в СССР и России.
30. Исторический вклад И.П. Павлова.
31. Специфика деятельности НИИ СССР (на выбор НИХФИ, ФНИХФИ, ВИЛАР, ВНИВИ, ЦАНИИ и др.).
32. Основные направления фармацевтических реформ в первые годы советской власти.
33. Специфику развития фармации в годы Великой отечественной войны.
34. Исторический вклад З.В. Ермольевой.
35. Сравнительный анализ государственных фармакопей СССР.
36. Химико-фармацевтическая промышленность СССР и России.
37. Развития фармацевтической сети современной России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Склярова Е.К. История фармации: Учебник Ростов н/Д: Феникс, 2015
Л1.2 Анашкин, А. П.; Демчик, Е. В.; Дьяченко, Ю. С.; Разгон, В. Н.; Храмков, А. А. История России ХХ - начало XXI в.: учеб. пособие Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
Л1.3 Зуев М.Н., Лавренов С.Я. ИСТОРИЯ РОССИИ 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 авт.-сост. К. А. Пожарская, Н. Ю. Колокольцева ; отв. ред. Е. В. Демчи История: Россия и мир : учеб. пособие для бакалавров непрофильных направлений подготовки Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кириллов В.В. ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ДО ХХ ВЕКА 7-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 А. В. Сидоров История России в 2 ч. Часть 1. IX — начало XX века: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E0B91570-1A62-4F04-B5B9-A40B2DFB08AD.
Л2.3 Ходяков М.В. - отв. ред. ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. 1941—2015 8-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Э2 Всемирная история: http://historic.ru/books/
Э3 Всемирная история: http://www.world-history.ru/
Э4 Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
Э5 История государства: http://statehistory.ru/list/
Э6 История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Э7 Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/
Э8 Материалы по русской истории: http://www.magister.msk.ru/library
Э9 Мировая цифровая библиотека: http://www.wdl.org/ru
Э10 Мир истории: http://gpw.tellur.ru
Э11 Музеи России: http://www.museum.ru/
Э12 Отечественная история: http://www.lants.tellur.ru:8100/history/index.htm
Э13 Поиск электронных книг: http://www.poiskknig.ru/
Э14 Сайт Российской национальной библиотеки: http://www.nlr.ru/
Э15 Утерянная империя: http://lost-empire.ru
Э16 Хронос: http://www.hrono.ru/
Э17 Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/
Э18 Электронный журнал «Родина»: http://istrodina.com/
Э19 Курс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная библиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru/
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История. История фармации в России» студентам предстоит софрмировать представления о специфике развития отечественной истории, а также развития фармации в России для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы.
Дисциплина состоит из 7 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (24 часов лекционных и 24 часа практических занятий) и самостоятельной работы студентов.

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.

Подготовка к практическому занятию делится на два этапа: 1. организационный; 2. закрепление и углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков студентов. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать необходимо с изучения рекомендованной литературы. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы, которая на практическом занятии должна продемонстрировать:
• умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
• логичность построения хода и результатов выполнения работы;
• умение вести дискуссию, аргументировано излагать собственную позицию;
• представление полного ответа на предложенные вопросы;
• умение использовать дополнительные возможности информационных технологий.

Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при написании письменных работ, осуществлении периодического контроля путем решения тестов к каждому практическому занятию, представленных на платформе Moodle.

Итоговая аттестация осуществляется в форме зачета, структурированного по крупным хронологическим периодам и проблемам курса.