МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Корпоративные информационные системы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 28 28 28 28
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. экон. наук, доцент, Вдовкина Е.Г.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Селиверстов С.И.

Рабочая программа дисциплины
Корпоративные информационные системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, Юдинцев А.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, Юдинцев А.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение студентами знаний об общих принципах работы КИС, их архитектуре, применении их функциональных возможностей в экономической сфере, а также выработка практических навыков эксплуатации систем данного класса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: выбор рациональных информационных систем и информационно-коммуникативных технологий решения для управления бизнесом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы и методы управления предприятиями с использованием современных информационных систем и технологий, архитектуру корпоративных информационных систем;
классификацию корпоративных систем управления, предлагаемых для внедрения на предприятиях, характеристики наиболее известных и реально внедряемых в мире ERP-систем;
значение информационных технологий и систем для эффективной организации деятельности компании.
Основные положения стандарта управления промышленными предприятиями MRPII, знать назначение всех модулей, составляющих MRPII(ERP–Enterprise resource planning)-систем; классификацию корпоративных систем управления, предлагаемых для внедрения на предприятиях, характеристики наиболее известных и реально внедряемых в мире ERP-систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить сравнительный анализ всего многообразия типов КИС с целью выбора наиболее приемлемого варианта для внедрения на предприятии в зависимости от предметной области;
применять основные средства новых информационных технологий в профессиональной деятельности;
проводить теоретические и экспериментальные исследования, включающие поиск и изучение необходимой научно-технической информации, анализ и интерпретацию полученных данных в области использования информационных систем управления;
оценивать рынок информационных продуктов в области корпоративных информационных систем управления производственными компаниями с целью выбора наиболее приемлемого варианта для внедрения на предприятии в зависимости от предметной области.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.внедрения, эксплуатации и совершенствования корпоративных систем управления; снижения издержек при эксплуатации систем управления путем оптимациизации основных процессов переработки информационных потоков;
методами и приемами работы в ERP - системе;
основными критериями оценки КИС при выборе и внедрении данных систем на современных предприятиях различного масштаба и профиля;
методами и приемами для решения основных проблем, возникающих при внедрении ERP систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИЕЙ
1.1. Развитие методологии управления MRP II и MRP-систем: предпосылки, сфера применения. Планирование потребности в материалах (Material requirements planning): MRPI. MRPI/CRP. Планирование ресурсов производства (Manufacturing resource planning — MRP II). Планирование ресурсов предприятия (Enterprise resource planning — ERP). Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.2. Примеры ЕRР-систем, выбор и внедрение ЕRР-систем. Лабораторные 7 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.3. Состав нормативно-справочной информации о продуктах и предприятии. Данные об используемых единицах измерения. Данные о номенклатурных позициях. Понятие структуры продукта. Понятие спецификации, виды спецификаций. Понятие технологического маршрута, виды технологических маршрутов. Понятие конструкторского изменения, управление конструкторскими изменениями. Лекции 7 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.4. Укрупненное планирование (Aggregate planning). Виды планов в MRP II, их иерархия и характеристики. Планирование ресурсного обеспечения производства: иерархия и характеристики планов обеспечения ресурсами. Планирование продаж и операций. Планирование потребности в ресурсах. Разработка главного календарного плана производства. Укрупненное планирование потребности в мощностях (Rough Cut Capacity Planning). Планирование потребности в материалах (MRP). Планирование потребности в мощностях (CRP). Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.5. Функции и виды запасов. Характеристика систем управления запасами: с непрерывным и периодическим обновлением данных. АВС-анализ. База данных о запасах. Типы операций (транзакций) с запасами. Фактический и нормативный (backflush) отпуск запасов со склада. Характеристика мест хранения. Методы контроля адекватности данных о запасах: инвентаризация и циклический подсчет. Методы пополнения запасов: календарная точка заказа, статистическая точка заказа, периодический осмотр, визуальный осмотр. Лекции 7 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.6. Планирование производства и закупок в MRP II. Лабораторные 7 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.7. Управление запасами Лабораторные 7 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.8. Понятие и роль снабжения, его место в структуре системы планирования и контроля. Классификация приобретаемых объектов. Примерный алгоритм процесса снабжения. Определение и описание потребности. Выбор поставщиков. Виды заказов на закупку. Жизненный цикл заказа на закупку. Управление работой с поставщиками. Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.9. Управление закупками Лабораторные 7 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.10. Методика и техника календарного планирования. Статус заказа и статус операции. Запуск заказов и диспетчирование. Формирование отчетов об исполнении заказов и критерии оценки деятельности. Лекции 7 1 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.11. Оперативное управление исполнением плана производства Лабораторные 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.12. Управление цепочкой поставок. Понятие и способы оценки уровня обслуживания покупателей. Жизненный цикл заказа на продажу. Лекции 7 1 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.13. Управление заказами на продажу Лабораторные 7 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.14. Понятие и классификация затрат и систем их учета. Система нормативного учета затрат. Лекции 7 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.15. Расчет себестоимости продукции Лабораторные 7 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.16. Особенности использования ERP-систем на предприятиях. Принципы организации взаимодействия между различными системами предприятия Взаимодействие с системами автоматизированного проектирования. Взаимодействие с бухгалтерскими системами. Лекции 7 1 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.17. Практические аспекты применения ЕRР – систем. Лабораторные 7 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4
1.18. Расчет экономической эффективности внедрения ERP Сам. работа 7 64 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Свердлов М.Ю. Экономическое обоснование информационных проектов: Учебное пособие ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2747
Л1.2 Отв. ред. Трофимов В. В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/64542E46-2BCF-4CA1-9E6A-99153C0816C3
Л1.3 Отв. ред. Трофимов В. В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/1391632B-A541-4D7B-9AF6-4AABECC095C5
Л1.4 Рыжко А.Л., Рыбников А.И., Рыжко Н.А. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИЕЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6E043B8F-D9D7-4362-855C-D7E53CC85A19
Л1.5 Лычкина Н.Н. - отв. ред. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИЕЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/2ED4C19D-9A38-4F35-AFAB-2457F6A2B808
Л1.6 Одинцов Б.Е. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A776D72A-816A-4037-A427-23F71AF28852
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурцев П. С. Логистический контур MBS Axapta: Автоматизация складского учёта: Лаборатория книги, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97173
Л2.2 Астапчук В.А., Терещенко П.В. Корпоративные информационные системы: требования при проектировании: Учебное пособие: Учебное пособие Юрайт, 2019// ЭБС Университетская библиотека Online http://www.biblio-online.ru/book/2B43246F-E60F-4B3C-9295-B4E4F872878B
Л2.3 Астапчук В. А., Терещенко П. В. КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт ЭБС Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/7AEBE7EE-EB71-453C-A3D9-ABEB7F46D73D
Л2.4 Грошев А. С. Управление планированием и производством изделий в ERP-системе: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=430047
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Проектирование логистических цепей и оперативное планирование материальных потоков на базе ERP-системы: методические указания : методические указания Издательство Пензенского института экономического развития и антикризисного управления, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единый образовательный портал АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4568
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет-браузер
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий. Язык обучения (преподавания) — русский. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения, который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения.

8.1. Образовательные технологии
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в информационной образовательной среде.

8.2. Лекции
Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.

Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.

8.3. Семинарские (практические) занятия
Семинарские (практические занятия) представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.

Основной формой проведения семинаров и практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также решение задач и разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.

Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям:

ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
участие в дискуссиях;
выполнение проектных и иных заданий;
ассистирование преподавателю в проведении занятий.
Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.

Оценивание практических заданий входит в накопленную оценку.

8.4. Самостоятельная работа студента
Для успешного усвоения курса необходимо не только посещать аудиторные занятия, но и вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

просматривать основные определения и факты;
повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
выполнять домашние задания по указанию преподавателя.